Финал “Игры престолов“: почему кинокритики сочли 8-й сезон самым худшим?
Внимание! В тексте присутствуют спойлеры!
Последний сезон "Игры престолов" стал самым успешным в истории сериала с точки зрения просмотров. Первые 5 эпизодов в среднем собирали по 17,3 миллиона зрителей в США в первый день показа. Для сравнения: самое популярное американское телешоу прошлого года – комедия "Розанна" в среднем привлекала 20 миллионов человек к экрану. Но это лишь цифры первого дня. Согласно данным телесети HBO, если учитывать зрителей, отложивших просмотр на потом, то в общей сложности каждую серию 8-го сезона "Игры престолов" посмотрело около 43 миллионов американцев. Это на 10 миллионов больше, чем в прошлом году.
При этом 8-й сезон "Игры престолов" показал худшие результаты по части критики. По данным агрегатора рецензий Rottentomatoes.com, из профессиональных критических отзывов на финальный сезон позитивными оказались 70%. Тогда как у предыдущих сезонов этот рейтинг не опускался ниже 91%. Давайте рассмотрим, за что критиковался последний сезон.
Слишком тёмная битва
Начался финальный сезон вполне достойно. У первых двух серий рейтинг критиков составил 92 и 88%. Проблемы начались с 3-го эпизода под названием "Долгая ночь" с рейтингом 75%. Эпизод рассказывает о нападении Армии мёртвых на Винтерфелл под покровом ночи. Создатели сериала долго подогревали интерес аудитории к этой серии, называя её самой грандиозной батальной сценой в истории не только телевидения, но и кино.
Однако битва при Винтерфелле для многих оказалась разочарованием. Зрители и критики жаловались на то, что в погоне за реализмом авторы создали эпизод, в котором тяжело что-либо разглядеть. В первую очередь из-за плохого освещения.
"Я знаю, что ночь темна и полна ужасов, но значит ли это, что эпизод должен быть настолько тёмным в буквальном смысле?" – задаётся вопросом обозреватель издания The Spool Клинт Уортингтон.
С ним согласен Эндрю Блум из Consequence of Sound: "За битвой при Винтерфелле, которую так долго вынашивали создатели, трудно уследить, а иногда её даже разглядеть невозможно".
Некоторые уверены, что проблема не только в освещении, но и в качестве постановки в целом.
"Монтаж временами неряшливый, и сложно понять, кто где находится и как они туда попали", – считает Келли Лоулер из USA Today.
Мэтт Золлер Ситц из Vulture винит режиссёра: "Мигель Сапочник […] пошёл на смелые стилистические решения, которые обернулись против него: тусклое освещение везде, кроме сцен с огнём или льдом; буйные движения ручной камеры и такой же буйный монтаж; кадры с силуэтами, где скрыты лица людей".
Армию мёртвых оказалось легко разгромить
Были к "Долгой ночи" и претензии относительно содержания. Например, многих расстроило то, как быстро покинул "Игру престолов" Король Ночи.
Чарльз Кёртис из For The Win жалуется, что сериал потратил последние несколько сезонов, чтобы показать, что реальная угроза для наших героев – Король Ночи и его армия. А теперь вдруг Короля Ночи побеждают, и все вопросы, которые у нас скопились о нём и Бране, оставляют позади.
Помимо этого некоторые посчитали, что победа в Битве при Винтерфелле далась слишком легко. Ведь Армия мёртвых подавалась как грозное, почти непобедимое войско. А главное противостояние с ними продлилось всего одну ночь и завершилось безоговорочной победой благодаря смерти Короля Ночи.
"Самая страшная экзистенциальная угроза из всех, что сериал наращивал за время своего существования, завершилась решением типа "один меткий удар убьёт их всех", что ощущается более чем немного дёшево", – пишет Consequence of Sound.
Также вызвал вопросы тот факт, что "Долгая ночь" оказалась не такой смертоносной, какой должна была быть. Это расстроило Ника Швартца из For The Win:
"Эта история не показывала никакой жалости к любимым персонажам в прошлом, а здесь мы потеряли лишь пару игроков второго эшелона. […] На протяжении часа всё казалось абсолютно безнадёжным для живых, тем не менее каждый из основных героев в целом остался невредим. […] битва попросту не произвела того глубокого эмоционального эффекта, который могла бы".
Всё происходило слишком быстро
После "Долгой ночи" отзывы на "Игру престолов" стали только хуже. 4-й эпизод "Последние из Старков" понравился лишь 58% критиков, а 5-я серия "Колокола" оказалась худшей в истории сериала, заработав рейтинг в 47%.
Одна из основных претензий – слишком быстрое развитие событий. Эрик Кейн из Forbes считает, что проблема с 4-й серией в том, что HBO попытались вклинить два полноценных 60-минутных эпизода в один 78-минутный мини-фильм. […] Ключевые сцены попросту были опущены, как момент, когда Джон и Бран рассказывают Сансе и Арье о его истинных родителях. […] это симптом того, что шоу второпях скачет к концовке, вместо того чтобы по-настоящему её обосновать.
Помимо этого жалобы вызвало развитие сюжета, которое многим показалось просто-напросто глупым. Рецензент USA Today Келли Лоулер так описывает проблемы с 4-й серией:
"Эпизод наполнен прегрешениями в логике, слишком раздражающими, чтобы их игнорировать. Плюс большинство так называемых героев поражены чумой идиотизма".
"Извращённое желание этого телешоу отуплять своих персонажей, просто чтобы оправдать неорганичные сюжетные ходы – возможно, самая большая проблема всего финального сезона", – считает Клинт Вашингтон из The Spool.
Нелогичное поведение персонажей
Больше всего 4-я и 5-я серии последнего сезона возмутили критиков и зрителей своим отношением к персонажам. К примеру, Либби Хилл из IndieWire считает, что вся линия Сансы Старк была испорчена её репликой о том, что она не жалеет о своей судьбе, ибо её страдания помогли ей повзрослеть:
"Ну отлично. Теперь Санса говорит, что не выросла бы как личность, если бы не восемь сезонов беспричинных порнопыток".
С этим соглашается автор TV Guide Кейтлин Томас:
"Ужасающее изнасилование женщины – это не движущая сила для её последующего развития, и даже намекать на это опасно и совершенно безответственно".
Вопросы вызвало поведение Джейме: внезапный и краткосрочный роман с Бриенной и последующее возвращение к Серсее.
"Линия искупления Джейме Ланнистера оказалась дешёвой шуткой над зрителем", – уверен Эд Пауэр из The Telegraph.
Обозреватель Vox Зак Бокамп подверг критике финальную сцену Джейме в объятиях сестры:
"То, что они умирают вдвоём, всё ещё влюблённые, и на равных – а Серсея даже жалостно молит о жизни – кажется для них неправильной концовкой с повествовательной точки зрения. Смерть Джейме – трагедия, а Серсея стала таким монстром, что, честно говоря, её смерть стоит праздновать".
Главным источником нареканий стала линия Дейенерис. Многим показалось, что Матерь Драконов превратилась в Безумную Королеву резко и неоправданно.
"Создаётся впечатление, будто Дейенерис стала монстром просто потому, что сериалу требовалось, чтобы она стала монстром, а не потому, что это было завершением продуманно выстроенного изменения персонажа", – пишет рецензент Vox.
Хью Фуллертон из Radio Times требует от создателей обьяснить, что, чёрт возьми, случилось с Дейенерис – женщиной, которая однажды заперла своих драконов на несколько месяцев, потому что один из них случайно убил ребёнка.
Реакция на финал
Реакция на последнюю серию "Игры престолов" тоже оказалась смешанной. Пока что доля позитивных рецензий составляет 57%. Таким образом, финал стал третьим худшим эпизодом сериала по версии критиков.
Некоторые рецензии сетуют на то, что серия не принесла чувства завершения. Эд Пауэр из The Telegraph так описал свои впечатления:
"Самое досадное по поводу финала "Игры престолов" – это то, насколько всё ощущалось пустым. […] Это прощание […] ни разу и близко не подошло к тому, чтобы затронуть струны души".
"Это конец только потому, что мы знаем, что сериал больше не вернётся, а не потому что здесь есть какая-то эмоциональная развязка", – говорит Ник Хилтон из Independent.
Во многом такие выводы связаны с тем, что "победителем" "Игры престолов" стал Бран Старк. Этот исход пусть и не вызвал прямого негодования, но и не обрадовал, кажется, никого.
"Без сомнений, для народа Вестероса Бран и его совет умников – вариант лучше, чем Серсея, Джоффри, Безумный Король, Роберт Баратеон или, скорее всего, Дейенерис. Но как зритель я просто пожал плечами. Счастливый конец – это не то же самое, что конец достаточно удовлетворяющий, чтобы не давать ночью заснуть, заставляя думать о том, как были разрешены главные вопросы сериала. Но в этом случае я чуть не уснул уже во время конечных титров".
Автор Forbes Дани Ди Пласидо увидел в решении отдать престол Брану банальное и бездумное стремление удивить зрителя:
"Игра престолов" завершилась не выплеском огня, а вялым хныканьем, так как неожиданные повороты получили приоритет над сюжетом".
Тодд ВанДерВерфф из Vox считает, что сериал мог бы разрушить сложившиеся повествовательные устои, поставив на престол женщину. Но выбрав победителем Брана, создатели пошли по проторённой дорожке:
"Игре престолов" нравилось хвалиться, когда речь заходила о сюжетах про сильных женщин, но в конце концов оказалось, что всё свелось к той же самой фэнтези-истории, что и всегда".
Есть проблемы в финале и по сценарной части. Зрители и критики отмечают множество логических нестыковок и незавершённых сюжетных линий.
Издание Esquire уже составило список из 56 вопросов, которые остались без ответа в сериале. Среди них есть действительно важные для зрителя, такие как:
- Все пророчества были бессмысленны?
- Арья теперь просто Христофор Колумб Вестероса?
- Джон покинул Ночной Дозор и будет жить за стеной или он до сих пор на службе?
В целом многие сходятся в том, что при всех минусах финал оказался не полным провалом. Люси Мэнган из The Guardian пишет:
"Когда играешь в "Игру престолов", можно или победить, или умереть. В целом, я думаю, сериал победил".
Читайте также: Не только стаканчик кофе. Какие киноляпы нашли в "Игре престолов" и в других фильмах?
Автор издания Metro Адам Старки в своей рецензии, кажется, смог передать чувства большинства насчёт последней серии "Игры престолов":
"Вы можете не согласиться с итогами, но это удовлетворяющий финал, который, выделяясь необычной для сериала повествовательной опрятностью, всё же умудряется преодолеть недостатки восьмого сезона. Пусть это и не попадание в цель, на которое мы надеялись, но тяжело держать обиду на телешоу, функционирующее в таких захватывающих, грандиозных масштабах".