Фестиваль этнической музыки Fourэ прошёл в десятый раз. Рассказываем, как это было
С 15 по 18 августа в 35 километрах от Алматы прошёл десятый фестиваль этнической музыки Fourэ – самый холодный и дождливый за всю историю мероприятия. Третий год подряд Open Air не меняет локацию, оставаясь на территории конного клуба в Солдатском ущелье. Исключением стала главная сцена, которую организаторы переместили ближе к фудкорту и ярмарке.
В этом году фестиваль посетило около десяти тысяч человек. Даты проведения мероприятия совпали с пятидесятилетием легендарного рок-фестиваля Woodstock 69, ставшего символом эпохи хиппи.
Летом 1969 года на одной из ферм сельского городка Бетл, штата Нью-Йорк, собралось около полумиллиона человек, хотя организаторы рассчитывали максимум на 200 тысяч. По масштабу и влиянию с Вудстоком, конечно, не сравнится ни один современный фестиваль, но некоторые из них можно назвать его скромными наследниками.
За десять лет из полузакрытой тусовки друзей и знакомых Fourэ вырос в многотысячный Open Air. Возможно, участники первых фестивалей скажут, что Fourэ "уже не тот". В последние годы мероприятие привлекает даже далёкую от этнической музыки аудиторию. С другой стороны, на фестиваль приезжает немало тех, кто впервые знакомится с фестивальной культурой. Кому-то она приходится по душе.
Любой долгосрочный проект не может избежать перемен, и фестиваль не исключение. Похоже, джем-сейшены с африканскими барабанами и диджериду утрачивают былую популярность. Взамен появляется что-то новое. Например, литературный клуб, где молодые поэты читали стихи, или малые площадки для выступлений музыкальных групп и театральных перфомансов.
Не видно было и йогов. Вместо них на большой сцене инструкторы ежедневно проводили танцевальные мастер-классы. Местные танцоры решили побить мировой рекорд по бачате и зумбе, но из-за дождя танцевальный флешмоб прошёл с меньшим размахом. Ещё на фестивале появилась отдельная палатка, посвящённая альпинизму, подготовке к марафонам и горному туризму.
Читайте также: Ледники, тушёнка и ночёвка на высоте 3200 метров. Репортаж из высокогорного лагеря Alatau Trekking
В пятницу на главной сцене должна была начаться концертная программа, но ещё до того, как испортилась погода, что-то пошло не так. Организаторы задержали саунд-чек, из-за чего не все заявленные команды смогли отстроить инструменты. Тем, на кого не хватило времени, предложили сыграть без подготовки. Одна из групп выступать на таких условиях отказалась, при этом музыкантам даже не оплатили дорогу до фестиваля. Концерт на главной сцене начался с задержкой и затянулся до поздней ночи. Люди слушали музыкантов под зонтами, в перерывах согреваясь горячим чаем.
По словам организаторов, задержка произошла из-за прокатной компании, не успевшей подготовить сцену и оборудование в срок. Увы, курьёзы на казахстанских концертах и фестивалях пока обычное дело.
Проблемы были и на Вудстоке. Несмотря на звёздный состав артистов до фестиваля так и не доехали The Doors и Боб Дилан, а Леннону с Йоко Оно отказали сами организаторы. Некоторые артисты, включая The Who, Grateful Dead и Дженис Джоплин, отказались выходить на сцену без предоплаты. Чтобы не срывать шоу, организаторам пришлось срочно брать кредит.
Параллельно в другом конце лагеря почти безостановочно бурлил SunChill – зона электронной музыки под открытым небом. Диджеи сменяли друг друга один за другим, а танцпол, усыпанный соломой, накрывали волны транса, техно, хауса и драм-н-бейса.
Особенно тепло в пятницу встретили диджея из Воронежа Петра Икарушку Нестерова, совмещающего электронные биты с русским народным пением. В поисках аутентичного фольклора музыкант объездил всю Россию. Во время сета танцпол закружился в хороводах. На следующий день диджей выступил на главной сцене.
Очередную проверку на водостойкость дождь устроил в три часа ночи и лил до утра. В субботу некоторые участники решили вернуться в город. Для них организаторы подготовили два автобуса. Те, кто остались, пережидали капризы природы, как могли. Кто-то играл на полевом фортепиано песни из разряда “Полгода плохая погода” или пытался разогнать тучи.
Ближе к обеду у главной сцены собрался народ. Из центра круга громко доносился низкий грудной голос, взывающий к некому шаманскому богу и его соседям по тонкому миру. Наряженная дама с бубном просила у духов разогнать тучи над фестивалем, попутно обещая собравшимся повышение зарплат, прощение кредитов и встречу со второй половинкой.
Сырые ветки костра долго не разгорались, а голос толпы, обращённый к небу, звучал всё громче. В финале представления ведущая пригласила всех собравшихся на свой семинар по очистке рода и покинула круг.
Сбылись ли её предсказания, покажет время, но через пару часов в ущелье резко снизилась температура, и над соснами поплыл туман. Фестиваль снова накрыл дождь, а порывистый ветер сорвал несколько тентов. В какой-то момент показалось, что просвета не будет, но к вечеру небо над фестивалем разукрасил алый закат. Ближайшие горные вершины укутал свежий снег.
Диагностика ауры, чистка кармы, восточные учение и вытягивание позвоночника – на Fourэ всегда хватало эзотерики. Чем обернётся знакомство с гуру, невозможно сказать наверняка. Может откровением и приливом сил, а может рвотой под кустом. Фиолетовая зона Evolution то ещё "поле чудес".
Неожиданно чуть ли не самым сухим и уютным местом в промокшем фестивальном городке оказалась юрта в этно-ауле Visit Almaty. Там гостям рассказывали о древнем жилище кочевников, знакомили с казахскими традициями и угощали бешбармаком, баурсаками и кумысом.
В былые времена обряды сопровождали кочевников с первых дней жизни. Когда ребёнок начинал ходить, взрослые проводили Тусау кесу, чтобы малыш твердо стоял на ногах, познавая мир. Путы сплетённые из чёрной и белой нитей, напоминали, что жизнь – чреда контрастных событий, где есть место и радости, и боли. Разрезать путы на ногах ребёнка обычно доверяли уважаемому человеку, желавшему малышу светлого пути. По словам рассказчицы, Тусау кесу можно повторять и в зрелом возрасте, например, если у человека что-то не ладится в жизни.
К девяти вечера на главной сцене снова заиграла музыка. Концертную программу третьего дня открыла алматинская регги-группа Hadn't tea, с первых нот настроившая слушателей на солнечные ямайские ритмы. Вместе со старыми хитами музыканты также сыграли несколько новых песен и разогрели публику.
Следующими к зрителям вышли хедлайнеры фестиваля – украинская группа Atmasfera, поющая мантры на санскрите. Коллектив почти весь год гастролирует по Европе, но хорошо знаком казахстанской аудитории по выступлениям на прошлых фестивалях.
После годичного перерыва фанаты тепло встретили группу Atmasfera. Перед исполнением одной из новых песен солистки рассказали, что написали её под влиянием событий в родной стране. Текст на английском языке призывал к миру, напоминая, что поводов для любви гораздо больше, чем для конфликтов. После выступления украинских артистов началось фаер-шоу.
В перерыве между выступлениями ведущий пригласил на сцену волонтёров фестиваля – тех, кто строил площадки, убирал мусор и встречал гостей. На первом фестивале работало всего четыре волонтёра, на пятом - 400. Говорят, что в первые годы они лично следили за порядком в палаточном лагере, чтобы участники не употребляли алкоголь на территории фестиваля. На фудкорте принципиально не продавали спиртное, но содержимое рюкзаков остаётся на совести каждого участника.
Последний день фестиваля выдался солнечным. По традиции Fourэ завершился праздником Холи, окрасившим участников в яркие цвета. Как считают организаторы, фестиваль ждёт продолжение.
Пока команда собирает отзывы от участников и проводит разбор ошибок. Очевидно, что для развития проекта нужны свежие идеи, но в любом случае, каждый увозит с Fourэ уникальный жизненный опыт, и второго такого фестиваля в Казахстане пока нет.