Фейки давно стали неотъемлемой частью информационной эры, которую человечество переживает в настоящее время. Вводящая в заблуждение информация часто влияет на общественное мнение и подрывает доверие к медиа.

Как отличить правду от лжи и не оказаться обманутым в океане информации, рассказал Informburo.kz директор Международного центра журналистики MediaNet / Factcheck.kz Адиль Джалилов. Эксперт назвал ключевые признаки фейковых новостей, объяснил, как распознавать дезинформацию и защищать себя от манипуляций.

Почему фейковые новости представляют угрозу

"Основной критерий в сфере противодействия дезинформации – это социальная значимость. Иначе говоря, если какая-то дезинформация безобидна, то, может быть, ей не стоит уделять много внимания", – говорит Адиль Джалилов.

В качестве примера он привёл теорию плоской Земли, отметив, что подобного рода дезинформация никаким образом не может повлиять на здоровье и безопасность людей.  

"Между тем информация, касающаяся вреда вакцин, – это объективно социально значимая дезинформация. Если вводят людей в заблуждение на тему вакцин, это уже может сказаться на здоровье, причём фатально, может даже инвалидизировать детей. То же самое касается дезинформации, нагнетающей ксенофобию. Если демонизируют какую-то группу населения, то в отношении этой группы могут появиться ксенофобные настроения, преследования, угрозы, избиения и даже убийства", – сказал он.

Спикер добавил, что существует разновидность дезинформации, только кажущейся безобидной, но потенциально представляющей угрозу. В пример он привёл недавнюю речь Дональда Трампа в рамках дебатов с Камалой Харрис (два кандидата в президенты США. – Ред.), где тот сказал о мигрантах из Гаити, которые якобы едят домашних животных. Впоследствии появился тренд: люди выкладывали фотографии, на которых изображали, что поедают своих питомцев.

"Это всё весело, но до определённого момента. На самом деле это может всколыхнуть ксенофобные настроения, это может повлиять на результаты выборов, на серьёзные политические решения, к примеру на депортацию людей. Таким образом, казалось бы, невинная и безобидная дезинформация может фатально сказаться на жизни, судьбе и безопасности целой группы людей", – пояснил спикер.

Основные признаки фейков

Адиль Джалилов отметил, что значительной частью дезинформации являются манипуляции, когда новости в значительной степени похожи на правдивую информацию, но по сути своей не соответствуют действительности, из-за чего бывают очень опасны.

Он подчеркнул, что нужно внимательно оценивать информацию с точки зрения её манипуляции людьми, так как она гораздо сложнее проверяется и распознается, чем фейки. 

"Фейки зачастую более примитивны. Часто их создают специально при помощи технологий искусственного интеллекта, и с ними надо разбираться. Но гораздо сложнее фактчекерам с манипулятивными новостями, когда дезинформация из ряда сложно опровергаемых мимикрирует под настоящую. Это гораздо сложнее", – отметил он.

Фактчекер рассказал, что существует целый ряд факторов, которые могут указать на то, что новость является ненастоящей.

К примеру, следует обратить внимание на заголовок. Если он кричащий и эмоциональный, то велика вероятность того, что новость является фейковой. Само содержание новости и стиль подачи тоже играют значительную роль – если они эмоциональны, то, скорее всего, это фейк. Если в новости приводятся данные, которые вызывают эмоции, это тоже должно вызывать сомнения.

В числе других факторов, на которые стоит обращать внимание, спикер назвал шрифт или ссылки, вшитые в материал:

"Если они отсылают к сомнительным ресурсам, то новость, скорее всего, фейковая. Или если новость ведёт на сайт, который очень похож на официальный, но не является таковым. То есть нужно смотреть внимательно на все факторы – от формы до содержания. Важно всё: и стиль, и шрифт, и смысл, и логика, и эмоциональная составляющая. Иногда достаточно одного фактора, для того чтобы понять, что это фейковая новость".

В то же время он объяснил, что не все кликбейтные заголовки являются стопроцентным признаком фейков, поскольку "жёлтые" порталы порой злоупотребляют кликбейтными заголовками. Эксперт также признал, что эти заголовки часто не оправдывают ожидания читателей и, как правило, содержание текста не очень соответствует заголовку или вообще не соответствует.

Как отличить сатиру от дезинформации

Создатели сатирических пабликов и сайтов имеют определённые цели, отличающие от фейковых ресурсов. Это определённая ниша на рынке, в которой создатели таких пабликов хотят подчеркнуть иносказательно то, что не могут сказать напрямую, или хотят указать на абсурдность происходящего.

В то же время, по словам Адиля Джалилова, сатира и юмор неподсудны в отличие от дезинформации. При прочтении подобного рода новостей стоит обращать внимание на заголовки и шапки сайтов, где обычно указывается, что сайт является сатирическим. 

"Рассылка фейковых новостей тоже очень важный момент. В нас, как в приматов, встроено это эволюционно, мы как бы предупреждаем криками сородичей об опасности. И социальные сети, и мессенджеры дают такую возможность. Большинство из нас пересылает информацию и не задумывается о том, что это может быть фейк. На это часто и рассчитывают создатели таких новостей или просто приколов", – пояснил он.

Эксперт напомнил, что за распространение дезинформации предусмотрено наказание. Поэтому люди, пересылающие сомнительные новости, должны помнить, что это может быть чревато для них неприятными последствиями:

"Много таких фейков, которые уже нафталином пахнут, но люди тем не менее ими делятся, не понимая вообще, что они рискуют попасть под уголовное преследование или просто выглядеть идиотами".

Об инструментах

Существует огромное количество инструментов, которые позволяют проверять фото, видео и самые разные данные, включая контент, созданный при помощи искусственного интеллекта. При этом сервисов, которые могли бы на 100% помогать выявлять ложный контент, нет. Но тем не менее есть немало полезных и эффективных инструментов. Одним из таких интернет-ресурсов является AI or Not.

Собеседник указал на инструменты базового фактчекинга, которыми должен владеть каждый, кто хочет оградить себя от обмана при поглощении новостей: 

"Базовый фактчекинг включает в первую очередь умение пользоваться поисковиками и расширенным поиском. Есть инструменты в поисковых системах Google, Yandex, по которым можно узнать, проверяли ту или иную новость, тот или иной текст фактчекеры или нет".

Помимо этого, поиск по изображениям способен выводить на историю их загрузок, помогать находить похожие картинки, сравнивать их, определять оригинал, узнавать, в связи с чем их публиковали. Случается, создатели фейковых новостей используют фотоматериалы из старых новостей, чтобы ввести читателей в заблуждение.

"Эти умения как первая реакция должны быть всегда у любого человека, это и есть базовый фактчекинг. Умение проверить картинку или новость, воспользовавшись поисковиками", – подчеркнул спикер.

Директор Factcheck.kz добавил, что нелишне знакомиться с материалами фактчекеров на разные темы, поскольку они защищают людей от дезинформации и мошеннических схем.

О борьбе с дезинформацией

Борьбой с дезинформацией занимаются в основном фактчекинговые организации, а также компании, деятельность которых направлена на повышение медийной новостной грамотности. Ресурс Factcheck.kz, директором которого является собеседник, – участник IFCN, международной фактчекинговой сети. Каждый год организация проходит процесс проверки на соответствие профессиональным стандартам, что является очень важной процедурой.

Фактчекинг – это довольно сложная профессия, которая подвластна не каждому, уверен Джалилов. Но базовый фактчекинг доступен всем пользователям интернета и мессенджеров. Благодаря ему можно противостоять дезинформации на индивидуальном уровне.

"Противостоять фейкам можно и нужно, сейчас это элемент кибергигиены. Это так же важно, как чистить зубы. Нужно уметь проверять новости, пользоваться поисковиками, находить информацию, перепроверять, чтобы не оказаться жертвой мошенников", – сказал он.

Фактчекер обратил внимание, что ни в одной стране мира не разработано идеального рецепта против дезинформации, так как "мир дезинформации" довольно сложен:

"Крупные политики и президенты стран порой озвучивают дезинформацию, целые каналы, пропагандистские машины с миллиардными оборотами занимаются пропагандой, создают тысячи фейковых аккаунтов, занимаются вбросами, созданием сомнительных видео".

Он привёл в пример операцию "Двойник", когда в России создали огромное количество фейков о последней Олимпиаде, прошедшей в Европе. Один из фейков был, к примеру, о том, что в Париже очень много клопов. Это была очень эффективная кампания, которая ввела в заблуждение огромное количество людей, но тем не менее фактчекеры её распознали и описали. 

"Очень сложно иной раз противостоять дезинформации, создавать универсальные законодательные меры. Между тем есть международные нормы, которые говорят о границах свободы слова. Так, статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах говорит о том, что человек имеет "право на свободное выражение своего мнения". А следующая статья, 20-я, говорит, что "всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом". Иначе говоря, все, кто пропагандирует агрессивную войну, могут быть заблокированы согласно международному праву", – пояснил он.

Адиль Джалилов считает необходимым запретить распространение дезинформации, сеющей ксенофобию, язык вражды, подталкивающей к вспышкам насилия, поскольку информация подобного рода, как правило, "сносит крышу", эмоционально заводит людей и расчеловечивает врагов. Требуются очень серьёзные законодательные нормы, которые должны разрабатывать не министерство, не чиновники, а независимые структуры при участии фактчекеров, независимых экспертов, исследователей из разных стран.

Спикер отметил, что такие законодательные нормы должны быть выработаны на основе опросов, исследований, тестирования и, возможно, в сотрудничестве с большими платформами по типу Meta или Google. 

"Традиционными запретами ничего не изменить, потому что реактивные нормы всегда будут запаздывать. Тем не менее они тоже нужны. Но начинать надо хотя бы с того, чтобы запретить пропаганду агрессивной войны, выработать чёткие правила и критерии подсудных норм. В Казахстане статья 174 УК РК о разжигании межнациональной, религиозной ненависти очень субъективна. На усмотрение суда может быть наказан фактически любой. Общество находится в условиях игры с непонятными правилами. Лучше, конечно, эти правила чётко прописать. Тогда и люди будут знать, в каком случае они нарушают закон, в каком – нет", – объяснил эксперт.