Евросоюз начинает крупнейшую торговую войну с Китаем из-за электромобилей. Как ответит Пекин?
Евросоюз решился начать масштабную экономическую войну с Китаем после многих месяцев раздумий, взаимных угроз и переговоров с ключевым торговым партнёром. ЕС собирается обложить пошлинами дешёвые и современные китайские электромобили, которые стремительно завоёвывают сердца потребителей и угрожают разорить отстающий европейский автопром.
Против пошлин выступал не только Китай, раздумывающий в ответ запретить хамон, коньяк и ещё что-нибудь европейское, но и автозаводы главной автомобильной державы Европы – Германии. Однако Еврокомиссия всё же вынесла вопрос на голосование 27 стран – членов ЕС, и в пятницу они, скорее всего, одобрят начало торговой войны.
Запад в целом пытается сдержать нашествие китайских электромобилей, несмотря на то что поставил цель электрифицировать транспорт для сокращения спроса на бензин ради борьбы с выбросами парниковых газов – главной причины глобального потепления.
США и Европа обвиняют Китай в том, что он субсидирует свой автопром и помогает ему демпинговать. Китай не согласен и утверждает, что Запад просто проигрывает в честной конкуренции с трудолюбивыми китайскими рабочими и инженерами.
Ставки в новой торговой войне между тремя крупнейшими экономиками планеты как никогда высоки. На Китай и Евросоюз приходится по 17% мировой экономики, общий объём которой в этом году достигнет 110 трлн долларов. На США – более 25%.
США фактически закрыли свой рынок от Китая ещё в мае 2024 года решением президента Джо Байдена ввести 100% пошлины на импорт всей продукции китайского автопрома. А недавно Белый дом объявил, что собирается в будущем запретить ещё и всё установленное в машинах программное обеспечение и коммуникационное оборудование, разработанное в Китае или России.
Такой запрет фактически закроет китайским автомобилям путь на американский рынок, даже если они собраны в Европе, Мексике или на других дружественных Америке территориях.
Европа действует аккуратнее. Ни о каком тотальном запрете речи изначально не шло. ЕС начал расследование подозрений в недобросовестной конкуренции ещё в 2023 году, а через год, летом 2024-го, объявил, что собирается повысить пошлины на китайские электромобили примерно до 30% с действующих 10%.
Пошлины в итоге оказались чуть меньше – их снизили после консультаций и переговоров с китайскими автоконцернами, а также с европейцами и американцами, собирающими машины в Китае вроде Tesla и BMW.
Немцы не хотят войны
Главный конкурент китайского автопрома – немецкие автопроизводители Mercedes, BMW и Volkswagen – были резко против торговой войны с Китаем. Они зарабатывают на китайском рынке более 25% всей своей прибыли от продажи машин в мире и боятся ответных санкций.
Они говорят, что им нужна не защита от конкурентов, а помощь в борьбе с ними, поскольку немецкие машины по-прежнему лучшие в мире, просто им нужно больше времени и денег на перестройку. А пошлины лишат их прибыли.
"Пошлины наносят ущерб немецким компаниям, работающим на мировом рынке, и могут спровоцировать торговый спор, от которого не выиграет никто, – заявил гендиректор BMW Оливер Ципсе на этой неделе. – Поэтому немецкое правительство должно занять чёткую позицию".
Его поддержал главный противник торговой войны глава Mercedes-Benz Ола Каллениус. Он предложил канцлеру Олафу Шольцу проголосовать против, а не воздерживаться, как в июле, когда вопрос о пошлинах рассматривался предварительно.
Чёткое "нет" помогло бы немцам избежать ответных запретов, если получится убедить китайцев, что Германия тут ни при чём, а торговая война – исключительно инициатива Еврокомиссии.
Немецкая экономика – крупнейшая в Европе – и без того стагнирует, что сказывается не только на уровне жизни населения и промышленности, но и на политике: правящая коалиция проигрывает одни местные выборы за другими и уже не надеется удержать власть на федеральных выборах в сентябре 2025 года.
Канцлер Германии Шольц предлагает продолжить переговоры с китайцами даже после введения пошлин.
Французы и итальянцы – за пошлины
Две другие крупнейшие экономики и автомобильные державы ЕС – Франция и Италия – всецело поддержали ограничения на китайские электромобили.
Президент Франции Эммануэль Макрон на этой неделе навестил Шольца в Берлине. Его спросили про машины, и он ответил, что поддерживает пошлины, потому что ЕС "должен защищать равные правила игры во всех секторах промышленности".
Италия всецело поддержала ограничения, а вот Испания сначала выступила за, но потом премьер-министр Педро Санчес съездил в Китай и с тех пор говорит, что ЕС должен пересмотреть позицию.
Санчес надеется, что китайский автогигант Chery наладит выпуск электромобилей на закрытом заводе Nissan в Барселоне и вернёт рабочие места.
Китайцы же не спешат инвестировать, поскольку не уверены, что новый торговый режим ЕС сделает исключение для узловой сборки, на которую они нацелились.
Некоторые страны согласны терпеть убытки в противостоянии с Китаем.
"Я не хочу торговой войны, но Европа не может не реагировать, когда другие нарушают правила игры, – сказала премьер Дании Метте Фредериксен в интервью Bloomberg в конце сентября. – А кто первый начал? Мне кажется, не Европа, а Китай. И мы просто обязаны отреагировать".
Пока что львиная доля китайского импорта электромобилей в Европу приходится на машины западных производителей, собранные в Китае, прежде всего Tesla и BMW. Однако, по прогнозам Еврокомиссии, доля чисто китайских моделей вроде Atto 3 производства BYD или Volvo производства Geely уже в следующем году удвоится до 15%.
Как ответит Китай
Китай решительно отвергает обвинения ЕС в недобросовестной конкуренции, но пока не сформулировал ответную позицию. С одной стороны, он начал расследования против европейских товаров, потенциально ведущие к ограничениям в торговле, и упоминал коньяк, свинину и мощные автомобили класса люкс.
С другой стороны, Пекин сулит европейским странам инвестиции в производство машин и батарей, чем уже привлёк на свою сторону Венгрию и, как уже упоминалось, Испанию.
А китайским производителям пошлины не преграда.
Они стремительно теряют деньги на родине, где рынок перенасыщен, а мощностей в избытке. Победу в конкуренции им гарантирует только успех в мире, где самый богатый и ёмкий рынок – Европа. Поэтому они готовы терпеть убытки в борьбе за долю этого рынка.
А речь об убытках и не идёт. Даже увеличение пошлин на 17–20% не утащит доходы в минус, поскольку цены китайских машин в Европе в среднем примерно на 20% ниже, чем у европейских конкурентов. Дополнительные 5–10% к розничной цене никак не подорвут их привлекательность для потребителя и доходность для производителей.
Так, крупнейший китайский автопроизводитель BYD продаёт кроссовер Atto 3 на домашнем рынке за 20 тысяч долларов, а в Германии – уже за 40 тысяч.
В марте компания представила седан Seagull EV (Honor Edition), за который дома просит всего 10 тысяч долларов. Скоро он появится и на европейском рынке дешевле 20 тысяч евро.