Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предлагает странам-партнёрам рассмотреть возможность закрытия экспорта зерна, подсолнечника и масла за пределы ЕАЭС.

Как сообщает портал "Зерновые&Масличные. Казахстан", коллегии ЕЭК дано поручение изучить введение единой меры нетарифного регулирования в виде количественных ограничений экспорта в отношении пшеницы и меслина, ячменя, семян подсолнечника, масла подсолнечного и его фракций сроком на полгода. Введение данной меры обосновывается "необходимостью предотвращения критического недостатка отдельных видов сельхозтоваров, являющихся существенно важными для рынка союза, а также в целях повышения устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС". 

Казахстанские сельхозпроизводители, как правило, к введению экспортных ограничений относятся плохо, поскольку запреты напрямую ведут к финансовым потерям. При этом непосредственно для Казахстана нет угроз остаться без зерна на внутреннем рынке. 

"Что касается зерна, это какая-то "собака на сене". Все прекрасно понимают, что Казахстан выращивает в полтора-два раза больше, чем его внутреннее потребление. Россия вместе с Украиной – это 30% мирового экспорта зерна. Они просто хотят, видимо, экономические санкции для остальных ввести. Это игра на рынке. Нужно сейчас громко шуметь и говорить, что ни в коем случае нельзя этого допустить, потому что если произойдёт запрет, мы огромные деньги потеряем", – сказал в интервью Informburo.kz независимый директор Ассоциации "Верховный совет крестьян" Кирилл Павлов.

"Если мы на это согласимся, мы добьём наше сельское хозяйство, – уверен он. – Что касается подсолнечника и масла, это своего рода рычаги давления на Китай, наверное. У России не хватает подсолнечника, и они знают, что у нас сейчас Китай закупает подсолнечник. После введения санкций в России очень сильно выросла цена. Поэтому они хотят, видимо, стабилизировать цену".  

Тревогу разделяют и в Зерновом союзе Казахстана. Производители уже обозначили свою позицию: они категорически против запретов, тем более что в них абсолютно нет необходимости. 

"Наша страна в состоянии сама определять свою экономическую и экспортную политику. В данном случае мы имеем хороший остаток, и наверное, не имеет смысла вводить запреты. У нас на сегодняшний день излишки зерна, которые нам надо продавать. Нам хватает и на внутреннее потребление, и на экспорт, – подчеркнул официальный представитель Зернового союза Евгений Карабанов. – На экспорт, по нашим подсчётам, 3,5 млн тонн надо продать. Причём это зерно в основном в руках у фермеров, которым нужно это зерно продать, чтобы получить деньги и провести посевную кампанию. Не в наших интересах лишать возможности фермеров реализовать свой товар. Остаться с этим зерном – смерти подобно. Я надеюсь, что хватит силы воли, аргументов, чтобы не согласиться с этим". 

Нет в стране дефицита и семян подсолнечника – наоборот, у сельхозпроизводителей накопились излишки. Осенью 2021 года министерство сельского хозяйства приостановило экспорт семян и подсолнечного масла до установления квот. Квотирование экспорта было введено в декабре 2021 года и действует до 1 июля 2022 года. 

"У нас очень большие остатки, из-за того что, можно сказать, очень коряво всё сделали, полезли в ювелирные настройки рынка с сантехническими инструментами. В итоге получилось, что получилось – и масла не увеличили продажи на экспорт, и фермерам цену обломили", – отметил Карабанов. 

Министерство сельского хозяйства никак не комментировало предложение ЕЭК. При этом в ходе заседания правительства 18 марта, глава аграрного ведомства Ербол Карашукеев сообщил, что для проведения весеннего сева сельхозпроизводителям выделено на льготное кредитование через программу "Кен дала" 70 млрд тенге, на форвардную закупку через Продкорпорацию – 80 млрд тенге.

Он отметил, что прорабатывается вопрос увеличения объёма финансирования для проведения весенне-полевых и уборочных работ дополнительно на 70 млрд тенге с доведением общей суммы бюджетного кредитования до 140 млрд тенге. Также прорабатывается вопрос выделения 20 млрд тенге на форвардную закупку для формирования зернофуражного фонда в объёме 200 тысяч тонн, который, в случае повторения засухи 2021 года, обеспечит сохранность поголовья скота и птицы.


Читайте также: