Стали ли казахстанцы доверять национальной валюте?

Да, люди начали верить в тенге.

Ещё в прошлом году 70% депозитов в Казахстане были в долларах США. Однако меры Национального Банка по повышению привлекательности тенговых вкладов и стабилизация ситуации на валютном рынке способствуют постепенному восстановлению доверия населения к национальной валюте.

За 2016 год долларизация депозитов снизилась с исторически максимального уровня 70% до 55%. Такая динамика продолжается и в текущем году – депозиты в национальной валюте за период январь-ноябрь увеличились на 10,1%, валютные депозиты сократились на 13,4%.В результате уровень долларизации снизился до 48,6% по состоянию на конец ноября.

За этот год был достигнут паритет между валютными и тенговыми депозитами, а уровень долларизации последние 8 месяцев находится в интервале 48-50%. Учитывая опыт борьбы многих стран с долларизацией депозитов, можно утверждать, что Казахстан показал значительный прогресс.

Как обстоят дела с инфляцией?

Инфляция никуда не делась, но это абсолютно нормальный процесс.

Уровень инфляции в годовом исчислении составил 7,3%, т.е. он находится в рамках установленного Нацбанком коридора 6-8%.

Всплески цен на отдельные категории товаров, которые наблюдались в течение года в большей степени были обусловлены шоками предложения на отдельных рынках товаров с высокой волатильностью, на динамику цен которых Национальный Банк не влияет.

Инфляция в Казахстане: что это такое, и как на неё влияет ожидание роста цен?

Уровень инфляции в ноябре на протяжении большей части года медленно, но понижался. В апрельском обзоре МВФ (Международный валютный фонд) прогнозировал инфляцию в Казахстане в 2017 году на уровне 8%, в 2018 году – 7,2%. В октябре эксперты МВФ улучшили свой прогноз до 7% на 2017 и 6,2% на 2018 год. Инфляция в Казахстане в 2016 году составила 8,5%.

В текущем году правительство прогнозирует инфляцию в диапазоне 6,9−7,5%.

Стоит ли казахстанцам ждать новых кризисных явлений?

Нет, кризисов не будет, поскольку в 2017 году Национальный Банк Казахстана осуществил переход от формализованного надзора к риск-ориентированному надзору.

Это значит, что НБК усиливает работу по превентивному предупреждению кризисных явлений, не дожидаясь возникновения проблем и реализации риска. Для этих целей будет внедрён механизм мотивированного надзорного суждения. Будет пересмотрена система мер надзорного реагирования, требующая принятия незамедлительных надзорных мер в зависимости от риск-профиля банка, в том числе введения ограничений на активные и пассивные банковские операции, улучшения структуры капитала, системы управления рисками и внутреннего контроля.

Подробнее о новом методе работы можно прочитать здесь.

Что думают иностранные инвесторы о казахстанской экономике?

Ситуация стала лучше.

В 2017 году проведены мероприятия по совершенствованию системы корпоративного управления в казахстанских компаниях в целях упрощения правил ведения бизнеса. Это позволило Казахстану подняться по сравнению с прошлым годом на 2 позиции по индикатору «Защита миноритарных инвесторов» в рейтинге «Doing Business», заняв 1-е место из 190 стран, что свидетельствует о создании в Казахстане благоприятных условий для инвесторов и обеспечении надлежащего уровня защиты их прав и интересов.

Какие экономические инновации были внедрены в уходящем году?

В 2017 году значительное развитие получил сегмент платёжных систем.

На сегодня в Национальном Банке Казахстана зарегистрировано 19 платёжных систем, а ещё 30 компаний уже прошли учётную регистрацию в качестве платёжных организаций. Данные организации предоставляют ряд базовых платёжных услуг, среди которых приём платежей от населения, в том числе наличным способом – это наиболее популярный вид услуг, доля данной услуги в общем обороте платёжных организаций составляет 74,7%, а также услуги по обработке карточных платежей и операций с электронными деньгами.

Сеть платёжных терминалов, используемых для приёма платежей от населения и принадлежащих как самим платежным организациям, так и их агентам, насчитывает более 60 тыс единиц. За 9 месяцев 2017 года платёжными организациями обработано 218,0 млн транзакций, объём оказанных платёжных услуг составил 538,3 млрд тенге.

Что с рынком ипотечного кредитования?

Рынок видоизменяется в лучшую сторону.

В 2017 году была запущена программа жилищного строительства "Нурлы жер", призванная оживить строительный рынок Казахстана, стимулировать сектор ипотечного кредитования и помочь гражданам приобрести собственное жильё под более низкую процентную ставку.

В качестве одной из мер по решению проблем ипотечных заёмщиков с апреля 2015 года в республике реализуется Государственная программа рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, принятая Национальным Банком в реализацию по поручению главы государства. Программа направлена на оказание содействия и сохранение единственного жилья ипотечных заёмщиков, получивших займы в период с 2004 по 2009 год.

На сегодняшний день программа позволила сохранить единственное жильё и снизить долговую нагрузку более чем для 23 тысяч граждан. До 2027 года с учётом револьверного механизма освоения денег программа охватит порядка 40 тысяч заёмщиков.

Наряду с этим в целях недопущения выселения из жилой недвижимости конструктивно настроенных и сотрудничающих с банками проблемных заёмщиков Нацбанком совместно с банками проводится системная работа по определению взаимоприемлемых условий исполнения обязательств по займам.

Что с банковским сектором?

С банковским сектором всё будет хорошо (пусть и не сразу).

В 2017 году Национальный Банк разработал Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора. В её основе лежит весьма распространённая мировая практика, основанная на принципе разделения убытков. С учётом особенностей финансового рынка Казахстана убытки решено поделить между государством, непосредственно акционерами банков второго уровня и их крупными кредиторами.

Программа предусматривает три направления:

  1. Поддержка системообразующего банка.
  2. Повышение финансовой устойчивости крупных и социально значимых банков.
  3. Качественное изменение регулирования и надзора за банковской деятельностью с переходом формализованного надзора на риск-ориентированный надзор.

Программа добровольная, её участниками могут стать все банки второго уровня, уставной капитал которых превышает 45 млрд тенге. С учётом этого требования потенциальными участниками программы могут стать 15 финансовых институтов страны.

Планируется, что меры по поддержке банковского сектора приведут к сокращению неработающих активов, активизации интереса банков к кредитованию реального сектора и окажут мультипликативное воздействие на развитие экономики страны в целом. Пересмотр и оптимизация действующих стратегий и бизнес-моделей банков, снижение давления на их капитал в результате провизирования и списания неработающих кредитов приведут к расширению кредитования приоритетных отраслей экономики в объёме не менее 300 млрд тенге ежегодно.