Определённые категории казахстанцев получают помощь от государства, но в немонетарном виде, а продуктами, одеждой, лекарствами, услугами. И разработанный в стране электронный социальный кошелёк как раз и предназначен для упрощения получения льгот от государства социально уязвимыми слоями населения, а также упрощения контроля за целевым расходованием госпособий.

Проект разработали в рамках государственной программы цифровизации, чтобы сделать систему социальной поддержки более прозрачной, адресной и удобной для граждан. 

Социальный кошелёк позволяет использовать средства адресной социальной помощи (АСП) на строго определённые цели: приобретение продуктов и лекарств или получение горячего питания в школах. Внедрение цифровой системы в Казахстане проходит поэтапно.

Что уже работает и будет доступно в ближайшее время

Пока в рамках проекта "Социальный кошелёк" доступны два сервиса:

  • бесплатное и льготное питание для школьников,
  • обеспечение лекарствами, специализированными лечебными продуктами и медицинскими изделиями для отдельных категорий граждан.

Подключиться к услугам могут те, кому положена государственная помощь. Те же получатели адресной социальной и жилищной помощи.

Эти услуги в пилотном режиме доступны жителям Акмолинской и Мангистауской областей, а также Астаны и Шымкента. Полное внедрение сервиса по всей стране запланировано на начало 2025 года.

По данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП), на сегодняшний день к электронному социальному кошельку подключено более 200 школ, в которых обучаются 30 000 учеников, и выдано более 20 000 бесплатных обедов. Также разработан план по установке информационной системы "Бизнес-кошелёк" в 3857 малокомплектных школах в 17 регионах. Для сотрудников школ, управлений образования и поставщиков питания (столовых) обучение уже провели.

С начала ноября через систему выдано более 500 000 рецептов. В октябре более 40% всех рецептов было обеспечено через "Социальный кошелёк". К проекту подключено 96% аптек в стране (704 из 713).

Как сообщили в МЦРИАП, с 1 декабря 2024 года планируется запуск двух пилотных проектов. Первый направлен на предоставление ваучеров на товарный газ бытовым потребителям Западно-Казахстанской области и Шымкента – получателям адресной социальной и жилищной помощи.

Второй проект, реализуемый совместно с Министерством торговли и интеграции, будет касаться социальной помощи уязвимым слоям населения Акмолинской области. С помощью продуктовых ваучеров жители региона смогут приобретать товары из списка социально значимых продуктов по сниженным ценам в магазинах – партнёрах проекта.

Как пользоваться социальным кошельком

Социальный кошелёк интегрирован в мобильное приложение электронного правительства eGov. Так, чтобы воспользоваться этой услугой, нужно скачать приложение eGov Mobile из App Store или Play Market. После регистрации (или авторизации, если пользователь зарегистрирован) на главной странице приложения откроется раздел "Социальный кошелёк", где будут доступны вкладки: "Горячее питание", "Лекарственное обеспечение" и "Продукты". Также предусмотрен раздел "Меры государственной поддержки", который сейчас находится на модерации и будет запущен ближе к 2025 году.

Как получить бесплатное горячее питание при помощи социального кошелька?

Бесплатное горячее питание предоставляется через "Цифровую карту семьи", которая автоматически определяет граждан, имеющих право на эту помощь. После этого приходит смс-уведомление с номера 1414 о доступности услуги. Если родитель согласен, он должен ответить на сообщение, отправив код (все смс бесплатные).

Затем родитель проходит идентификацию в приложении eGov Mobile. На главной странице приложения нужно выбрать раздел "Социальный кошелёк". В нём будет вкладка "Бесплатное горячее питание", где родитель увидит ваучеры (карточки) на каждого ребёнка, имеющего право на бесплатное питание. Например, если у него 5 детей, то ваучеров тоже будет 5. Чтобы активировать питание, нужно просто нажать кнопку "Активировать ваучер", и ребёнок сможет получать горячие обеды в школе бесплатно.

В сервисе также есть возможность оценивать качество питания, оставлять комментарии и прикреплять файлы. Если родители не удовлетворены услугой, они могут отправить жалобу в уполномоченный орган прямо через приложение, без необходимости использовать другие сервисы для подачи заявлений. После отправки жалобы родитель получит регистрационный номер обращения в системе e-Otinish.

Детям приложение "Социальный кошелёк" не требуется. Школы используют другие информационные системы для контроля за пропускной системой (турникеты), питанием (столовые) и доступом к образовательным ресурсам (Kundelik, Bilim Land, Daryn Online и другие).

"Социальный кошелёк" интегрирован с этими системами, и когда ребёнок получает бесплатное горячее питание, информация об этом автоматически поступает в кошелёк. Родитель получает push-уведомление, а при нажатии на ваучер ребёнка может увидеть историю его обедов.

Как получить бесплатные лекарства при помощи "Социального кошелька"?

На главной странице "Социального кошелька" также имеется вкладка "Лекарственное обеспечение", где отображаются рецепты для граждан с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учёте в поликлиниках.

Когда врач выписывает рецепт, он автоматически появляется в "Социальном кошельке". Пациент затем идёт в аптеку, открывает рецепт в приложении и показывает аптекарю QR-код, который тот сканирует для выдачи лекарства.

После получения лекарства пациент может оценить услугу, оставить комментарий и прикрепить файлы. Если оценка низкая, есть возможность подать жалобу в уполномоченный орган прямо через приложение. В ответ придёт регистрационный номер заявления в системе e-Otinish.

О преимуществах

Как заявили в МЦРИАП, социальный кошелёк обеспечивает прозрачность и контроль за использованием средств, доступность услуг, интеграцию с государственными базами, безопасность данных, защиту от фальсификаций, управление выплатами и льготами. Кроме того, по словам создателей проекта, инструмент упрощает процесс получения социальной помощи, минимизируя бюрократию и обеспечивая целевое использование средств.

"Для государства "Социальный кошелёк" обеспечивает оперативность предоставления услуг, повышает их адресность и точность, что способствует эффективности разных мер социальной поддержки, а также снижению издержек по их оказанию, которое может происходить без содержания большого аппарата социальных работников. Автоматизация выплат позволяет сократить административные издержки и минимизировать коррупционные риски. Это важный шаг к повышению эффективности государственного управления. Проект также открывает возможности для сбора и анализа социально-экономических данных. Это позволяет адаптировать социальные программы к реальным потребностям граждан, делая помощь более адресной и эффективной", – считает заместитель генерального директора  Института философии, политологии и религиоведения доктор социологических наук, профессор Шолпан Джаманбалаева. 

Социолог уверена, "Социальный кошелёк" облегчает доступ к социальной помощи, особенно для уязвимых групп – пожилых людей и жителей отдалённых регионов. Платформа, по её словам, повышает уровень цифровой грамотности, ускоряет экономическую активность и улучшает качество жизни.

О рисках

Социолог Жанар Жандосова отмечает, что успешные международные примеры цифровых социальных выплат – программы Electronic Benefit Transfer (EBT) в США, цифровые выплаты в Швеции и система Direct Benefit Transfer (DBT) в Индии показывают очевидные плюсы по снижению бюрократии, повышению прозрачности и ускорению выплат.

В то же время такие соцпрограммы сталкиваются с разными проблемами: ограниченный список товаров, их низкая доступность и отсутствие доступа к интернету в удалённых регионах, недостаточная инфраструктура, низкий уровень цифровой грамотности, а также угрозы коррупции и утечек данных.

Всё это, по её мнению, важно учитывать при внедрении "Социального кошелька" в республике. 

"Очень важно, чтобы реестры и списки получателей социальной помощи были правильно и чётко определены. Мы все помним, что во время пандемии COVID-19 государство планировало оказать помощь в виде выплаты 42 500 тенге, однако не все граждане смогли её получить. Причиной стали проблемы с отсутствием карточек и незакрытыми банковскими счетами у многих людей. В 2022 году Центр исследования "Сандж" провёл оценку эффективности этой государственной помощи. Было установлено, что помощь, в принципе, была оказана, но категоризация граждан, которые имели право на получение, не всегда была корректной", – рассказала исследовательница.

По словам социолога, исследования показали, что в тот период более 15% многодетных семей и людей с отсутствием дохода не получили продовольственную помощь. Тем не менее эксперт предполагает, что "Социальный кошелёк" имеет потенциал для упорядочения системы, определения категорий граждан, нуждающихся в помощи и исключения ошибок (когда помощь оказывается тем, кто не нуждается, и не поступает к тем, кто действительно в ней нуждается).

"Во-первых, уровень цифровой грамотности в стране остаётся низким, особенно среди уязвимых категорий населения. Во-вторых, в сельских районах отсутствует необходимая инфраструктура, такие как банкоматы и терминалы, что затрудняет доступ к социальным услугам. В этих регионах зачастую единственный способ получить помощь – это терминалы "Казпочты". При этом не везде есть стабильный интернет, несмотря на заявления о полном покрытии, особенно в отдалённых районах, где людям приходится искать сигнал на высоких зданиях или вершинах гор", – перечислила проблемы социолог.

Кроме того, по её словам, если для доступа к социальным услугам используется приложение eGov Mobile, то предполагается, что пользователи имеют возможность пользоваться смартфонами, поддерживающими сложные программы. Однако у многих людей, особенно пенсионеров и жителей удалённых районов, нет гаджетов.

"Мы провели исследование для Национального банка и проанализировали доступ, предпочтения и использование наличных и электронных денег. Результаты показали, что как жители, так и представители бизнеса считают важным право на использование наличных денег наряду с электронными способами. Несмотря на их преимущества в снижении затрат и упрощении логистики, электронные способы могут ограничивать доступ к льготным выплатам, особенно в случае сбоев в доступе к электричеству и интернету", – поделилась результатами исследования Жанар Жандосова.

Стоит отметить, что в Казахстане значительное число бедных и многодетных семей проживает в сельских районах. Около 1,2 млн человек, представляющих уязвимые категории, имеют право на адресную помощь, привела данные специалист.

"В их числе люди, получающие пособия по многодетности, инвалидности, или одинокие граждане. Часто они сталкиваются с трудностями в доступе к технологиям и интернету, а также с проблемами в доступности транспорта. Поэтому важно, чтобы эти люди имели возможность получать помощь и иными способами. И, конечно же, необходимо повышать доступ к интернету и развивать цифровую грамотность населения", – полагает эксперт.

Кроме того, существуют коррупционные риски. Как отметила Жанар Жандосова, это можно наблюдать на случаях махинаций в системе образования, где бухгалтеры могут заниматься приписками (вносить фиктивные данные) и выводить средства на чужие счета.

"В социальной сфере возможны аналогичные манипуляции с реестрами получателей. Проверить такие действия трудно, особенно в удалённых сёлах. Это и создаёт возможность для коррупции, когда социальные работники могут включать в списки своих родственников для получения пособий на их карточки. Это ведёт к утечке бюджетных средств и подрывает доверие к системе. Общественный контроль через независимые мониторинговые группы и возможность жаловаться на неэффективность системы помогут избежать манипуляций с бюджетными средствами", – добавила социолог.

Среди рисков собеседница выделила угрозу кибератак и утечки личных данных, что подтверждается частыми случаями мошенничества. Мошенники, зная личные данные и адреса граждан, звонят им несколько раз в день. Поэтому, по мнению социолога, необходимо прежде всего обеспечить высокий уровень кибербезопасности в системе, чтобы защитить пользователей от мошенничества.

"Важно, чтобы бедные и уязвимые группы населения, сталкивающиеся с трудными ситуациями, не становились жертвами мошенников. Для этого необходимо внедрение многофакторной идентификации, постоянный аудит и мониторинг социальных программ", – считает Жанар Жандосова.

Эксперт подчеркнула, что гражданам нужно предоставить ясный механизм обратной связи, чтобы они могли легко пожаловаться на качество услуг или отсутствие помощи. Жанар Жандосова также отметила важность международного сотрудничества в борьбе с цифровой коррупцией, так как многие мошеннические звонки исходят из-за рубежа. Для восстановления доверия к правоохранительным органам и системе социальной помощи, по её мнению, необходимы прозрачность и открытость, что позволит гражданам контролировать расходы и распределение выплат и помощи.