Один человек погиб и более 50 получили травмы в самолете Singapore Airlines, который попал в зону сильной турбулентности над Мьянмой, выполняя рейс из Лондона в Сингапур.

Лайнер Boeing 777 трясло так сильно, что людей и багаж разбросало по салону. Самолёту пришлось совершить посадку в Бангкоке.

Что такое турбулентность?

Те из нас, кому приходится летать часто, знакомы с тряской, возникающей при попадании самолёта в зону турбулентности. Самолёт при этом не только трясётся, но и может в считаные секунды набрать или потерять несколько сотен метров высоты.

Чаще всего турбулентность возникает в облаках, где присутствуют восходящие и нисходящие потоки воздуха. Однако бывают и другие её типы. Например, волновая турбулентность может возникнуть, когда потоки воздуха, сталкиваясь с препятствием, допустим с горным хребтом, отражаются от него и формируют воздушные волны сродни морским.

Зоны турбулентности формируются и за кормой летящего лайнера, особенно большого, и попадание в них может закончиться для летящего следом самолета печально – такие случаи бывали. Именно поэтому авиадиспетчеры следят за тем, чтобы между лайнерами всегда было достаточное расстояние, особенно в окрестностях аэропортов, где самолётов много и они летят в одном направлении.

Существует ещё так называемая турбулентность ясного неба, которая возникает не в облаках, а в чистом небе при хорошей видимости, и обнаружить её метеолокатором на борту самолёта невозможно.

Этот тип турбулентности возникает в районах струйного течения – своего рода воздушной реки, обычно на высоте 12–15 км. Разница в скорости этого потока и окружающего воздуха может достигать 150 км в час. Трение между этими двумя областями и вызывает турбулентность.

Насколько это опасно?

Современные лайнеры спроектированы с расчётом на турбулентность, и поэтому в подавляющем большинстве случаев ничем более опасным, чем неприятные ощущения для пассажиров и экипажа, она не грозит – если, конечно, вы пристёгнуты к креслу.

Однако в экстремальных случаях сильные перепады давления (в более быстро движущихся воздушных потоках давление меньше) и стремительное перемещение воздушных масс могут представлять опасность для структурной целостности планера.

Правда, такое случается крайне редко, и в большинстве случаев главная угроза находящимся на борту – это резкая тряска, сбивающая с ног любого, кто не успел пристегнуться ремнём безопасности.

На рейсе Singapore Airlines сильная тряска даже выпотрошила кухню лайнера, специально сконструированную с расчётом на турбулентность / Фото Reuters

По данным Национального совета по безопасности на транспорте США, в период с 2009 по 2022 год на американских авиалиниях было зафиксировано 163 серьёзных травмы, полученных в результате турбулентности – в среднем около 12 случаев в год.

Как с ней бороться?

Перед каждым рейсом пилоты получают специальные метеорологические сводки, в которых указаны области возможной турбулентности на маршруте. Это помогает им планировать полёт, например, избегая сильных гроз (которые представляют определённую угрозу самолёту не только из-за возможной турбулентности).

Однако турбулентности ясного неба таким образом избежать не удаётся. Но о ней могут предупредить пилоты других самолётов, летящих по тому же воздушному коридору. В этом случае экипаж может принять меры заранее – попробовать изменить маршрут, подняться или опуститься на другой эшелон, снизить скорость и усадить пассажиров в кресла.

Именно из-за непредсказуемости турбулентности пилоты рекомендуют пассажирам быть пристёгнутыми к креслу на протяжении всего полёта.

Коммерческие авиалинии регулярно проводят тренировки для пилотов, в том числе и по управлению самолётом в условиях турбулентности. Современные автопилоты тоже помогают справиться с турбулентностью, чтобы лётчики могли удержать самолёт на определённой высоте, хотя в случае сильной турбулентности это не решает проблемы.

Турбулентность появляется всё чаще?

Некоторые исследователи считают, что изменение климата повысило вероятность возникновения турбулентности.

В прошлом году учёные из британского университета Рединга обнаружили, что в период с 1979 по 2020 год количество сильных турбулентностей на североатлантическом маршруте увеличилось на 55%.

Они объяснили это изменением скорости ветра на больших высотах из-за более тёплого воздуха, вызванного выбросами углекислого газа.

Другие специалисты указывают, что более частые случаи турбулентности можно объяснить ещё и тем, что мы стали больше летать. Более оживлённые маршруты снижают возможности пилотов облететь область турбулентности, поскольку им приходится поддерживать минимальное расстояние от других самолётов.