Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Что такое турбулентность в воздухе и почему мы в неё попадаем

Фото Nicolas Economou / Nurphoto
Фото Nicolas Economou / Nurphoto
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Один человек погиб и более 50 получили травмы в самолете Singapore Airlines, который попал в зону сильной турбулентности над Мьянмой, выполняя рейс из Лондона в Сингапур.

Лайнер Boeing 777 трясло так сильно, что людей и багаж разбросало по салону. Самолёту пришлось совершить посадку в Бангкоке.

Что такое турбулентность?

Те из нас, кому приходится летать часто, знакомы с тряской, возникающей при попадании самолёта в зону турбулентности. Самолёт при этом не только трясётся, но и может в считаные секунды набрать или потерять несколько сотен метров высоты.

Чаще всего турбулентность возникает в облаках, где присутствуют восходящие и нисходящие потоки воздуха. Однако бывают и другие её типы. Например, волновая турбулентность может возникнуть, когда потоки воздуха, сталкиваясь с препятствием, допустим с горным хребтом, отражаются от него и формируют воздушные волны сродни морским.

Зоны турбулентности формируются и за кормой летящего лайнера, особенно большого, и попадание в них может закончиться для летящего следом самолета печально – такие случаи бывали. Именно поэтому авиадиспетчеры следят за тем, чтобы между лайнерами всегда было достаточное расстояние, особенно в окрестностях аэропортов, где самолётов много и они летят в одном направлении.

Существует ещё так называемая турбулентность ясного неба, которая возникает не в облаках, а в чистом небе при хорошей видимости, и обнаружить её метеолокатором на борту самолёта невозможно.

Этот тип турбулентности возникает в районах струйного течения – своего рода воздушной реки, обычно на высоте 12–15 км. Разница в скорости этого потока и окружающего воздуха может достигать 150 км в час. Трение между этими двумя областями и вызывает турбулентность.

Насколько это опасно?

Современные лайнеры спроектированы с расчётом на турбулентность, и поэтому в подавляющем большинстве случаев ничем более опасным, чем неприятные ощущения для пассажиров и экипажа, она не грозит – если, конечно, вы пристёгнуты к креслу.

Однако в экстремальных случаях сильные перепады давления (в более быстро движущихся воздушных потоках давление меньше) и стремительное перемещение воздушных масс могут представлять опасность для структурной целостности планера.

Правда, такое случается крайне редко, и в большинстве случаев главная угроза находящимся на борту – это резкая тряска, сбивающая с ног любого, кто не успел пристегнуться ремнём безопасности.

На рейсе Singapore Airlines сильная тряска даже выпотрошила кухню лайнера, специально сконструированную с расчётом на турбулентность / Фото Reuters

По данным Национального совета по безопасности на транспорте США, в период с 2009 по 2022 год на американских авиалиниях было зафиксировано 163 серьёзных травмы, полученных в результате турбулентности – в среднем около 12 случаев в год.

Как с ней бороться?

Перед каждым рейсом пилоты получают специальные метеорологические сводки, в которых указаны области возможной турбулентности на маршруте. Это помогает им планировать полёт, например, избегая сильных гроз (которые представляют определённую угрозу самолёту не только из-за возможной турбулентности).

Однако турбулентности ясного неба таким образом избежать не удаётся. Но о ней могут предупредить пилоты других самолётов, летящих по тому же воздушному коридору. В этом случае экипаж может принять меры заранее – попробовать изменить маршрут, подняться или опуститься на другой эшелон, снизить скорость и усадить пассажиров в кресла.

Именно из-за непредсказуемости турбулентности пилоты рекомендуют пассажирам быть пристёгнутыми к креслу на протяжении всего полёта.

Коммерческие авиалинии регулярно проводят тренировки для пилотов, в том числе и по управлению самолётом в условиях турбулентности. Современные автопилоты тоже помогают справиться с турбулентностью, чтобы лётчики могли удержать самолёт на определённой высоте, хотя в случае сильной турбулентности это не решает проблемы.

Турбулентность появляется всё чаще?

Некоторые исследователи считают, что изменение климата повысило вероятность возникновения турбулентности.

В прошлом году учёные из британского университета Рединга обнаружили, что в период с 1979 по 2020 год количество сильных турбулентностей на североатлантическом маршруте увеличилось на 55%.

Они объяснили это изменением скорости ветра на больших высотах из-за более тёплого воздуха, вызванного выбросами углекислого газа.

Другие специалисты указывают, что более частые случаи турбулентности можно объяснить ещё и тем, что мы стали больше летать. Более оживлённые маршруты снижают возможности пилотов облететь область турбулентности, поскольку им приходится поддерживать минимальное расстояние от других самолётов.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Новости партнеров