В последние годы Казахстан переместился с непочётного третьего места в мире по количеству совершённых суицидов на 12-е. Сдвиги в сторону улучшения очевидны, но статистика по-прежнему тревожит специалистов.

В 2020 году – во время обучения учащихся школ и колледжей на удалёнке – количество попыток и совершённых суицидов в республике заметно сократилось, но в 2021-м показатели вернулись на прежний уровень. Так, по официальным данным, в 2021 году казахстанские несовершеннолетние совершили 373 попытки самоубийства (307 попыток в 2020-м, +21,5%). Среди этой же возрастной группы 144 совершённых случаев суицида (175 случаев в 2020 году, рост +21,5%).

"Не надо прятаться от слова "самоубийство"

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор медицинских наук Всеволод Розанов уверен, что нельзя рассуждать о значимости проблемы молодёжных суицидов, опираясь исключительно на статистику: "Мы часто недооцениваем распространённость других проявлений этого явления – суицидальных мыслей (которые в некоторых подростковых группах доходят до 30%), суицидальных попыток (это ещё 5-8%)".

На международной научно-практической конференции "Практические технологии при оказании эффективной психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса", проведённой МОН РК, российский учёный рассказал о возможных причинах суицидальных мыслей, попыток и совершённых самоубийств среди школьников и студентов.

В первую группу суицидолог объединил проблемы со здоровьем. Среди них – серьёзные заболевания, когда подросток осознаёт, что у него сложная жизненная ситуация, затем – нарушения психического здоровья, которые случаются и из-за стрессов.

"Это могут быть и личностные особенности, среди них важнейшие – импульсивность, склонность к агрессии, антисоциальным проявлениям, высокий уровень эротизма (что также является предрасполагающим фактором)", – сообщил учёный.

Во вторую группу факторов риска Всеволод Розанов включил поведенческие особенности: склонность к рискованному поведению, самоповреждениям, наркотикам, ранние взаимоотношения с противоположным полом, нетрадиционная сексуальная ориентация.

Но главное значение, по мнению профессора петербургского вуза, имеет стресс в жизни, негативные события, которые он выделил в особую, третью, группу риска:

"Прежде всего, это субъективно ощущаемый стресс, который тесно связан со сложностями в семье, первыми романтическими отношениями, физическим и сексуальным насилием, одиночеством, заброшенностью. Наконец, жёсткие завышенные требования, предъявляемые к подросткам со стороны родителей или школы – так называемый академический стресс".

Он указал на изменение ценностей и стереотипов современного общества, которые также оказывают влияние на подростков, их поведение:

  • нарастание разрыва между родителями и детьми;
  • недостаток ролевых примеров со стороны;
  • отсутствие осмысленной деятельности (отсюда скука и одиночество);
  • культ развлечений;
  • пропаганда агрессии в кино;
  • необычайная доступность "взрослой" жизни.

"Экономическая модель, в которой мы живём, порой подталкивает подростков к самым негативным проявлениям: потребительству, конкуренции, индивидуализму и материализму в противоположность самоограничениям, коллективизму и духовности. Отсюда у детей завышенные притязания, неоправданные ожидания, очень часто – неизбежная прострация. Свобода личности важна для каждого, но порой она доводится до абсурда. И в этой обстановке происходит пропаганда всевозможных негативных проявлений: эгоизма, гедонизма, индивидуализма. Когда они пропагандируются лидерами общественного мнения, они прорываются в ментальное пространство подростков, оказывая крайне негативное влияние", – сказал Всеволод Розанов.

Он привёл в пример результаты исследований случаев самоубийств среди российских студентов за последние пять лет. Информацию собрали в социальных сетях, в выборку попали 185 совершённых случаев суицидов. Абсолютное их большинство связано с обучением в вузах: "Это январь, май – периоды сессий, это октябрь – начало нового семестра. В обычной популяции рост случаев суицидов обычно наблюдается летом, а у студентов первого и второго курсов, напротив, – снижение в это время".


Читайте также: Следственный комитет России начал проверку из-за призывов к детскому суициду в TikTok


В заключение профессор обратился к университетам и школам: "Не надо прятаться от слова "самоубийство", надо говорить об этом явлении открыто. Формирование духовного мира – в значительной степени результат сложнейших процессов и становления личности, и воспитания, и влияния внешней среды, учебного заведения, ближайшего окружения. Нам нужно воспитывать души, а не только наполнять детей знаниями и компетенциями".

"Любая проблема на фоне накопленного стресса может стать пусковым механизмом"

Магистр психологии, президент частного фонда Just Support Светлана Богатырёва согласилась с российским учёным, что решению проблем подростковых самоубийств уделяется непозволительно мало внимания:

"Детей с суицидальными мыслями, самоповреждениями пугающе много. По моим наблюдениям, с каждым третьим ребёнком из обращающихся в центр мы так или иначе выходим на эту непростую тему. У кого-то тема суицида остаётся на уровне мыслей, у кого-то доходит до самоповреждений".

Казахстанский психолог сообщила, что в 2021 году на базе фонда был открыт ресурсный центр, где теперь проводятся консультации на тему суицида, буллинга, девиантного поведения среди подростков. Но один центр, работающий в Алматы, по словам Богатырёвой, – это капля в море.

В каждом регионе, считает спикер, необходимо открывать независимые психологические центры, поддерживаемые государством, куда родители или сами подростки должны обращаться, минуя психологов учебных заведений. Сейчас подобные центры начали открывать в регионах, но пока в них не хватает специалистов.

По мнению Светланы Богатырёвой, такие услуги в идеале должны оказывать учреждения образования, но на практике не могут, поскольку есть вопросы к компетенциям специалистов. Кроме того, школьный психолог обязан о проблемах учащихся докладывать руководству, поэтому-то ни взрослые, ни дети не спешат обращаться к ним с больными темами.

Главная причина суицидальности кроется в психологическом здоровье человека, считает специалист: "Потому что если внутри у подростка всё в порядке, то с проблемами хоть дома, хоть в школе он справится. Тогда как на фоне долгого накопленного стресса любая проблема может стать пусковым механизмом для совершения самоубийства".

По мнению Богатырёвой, если у подростков есть ощутимая поддержка со стороны близких, его психологическое состояние в норме, то трудная жизненная ситуация может выбить его из колеи, но не более того. И наоборот, при душевном неблагополучии, каких-то отклонениях любая ситуация может довести до трагедии.

При этом специалист напомнила, что роль близкого окружения трудно переоценить. В критических ситуациях нотации неэффективны. Чем раньше взрослые заметят перепады в поведении подростка, его друзей или одноклассников и обратятся за профессиональной помощью, тем лучше.


Читайте также: Где будут учиться казахстанские студенты, которые планировали поступать в вузы России


Тревожную статистику по суицидам в Казахстане магистр психологии объясняет, с одной стороны, тем, что в стране не выстроена модель развитых стран с эффективной системой помощи. На Западе люди могут пойти к квалифицированному психологу, психотерапевту, и это входит в медицинскую страховку. С другой стороны, казахстанское общество оторвалось от восточной общественной модели с её сильной общиной, поддержкой близких в трудных ситуациях.

"Таким образом, казахстанцы предоставлены сами себе. Экономическая ситуация сейчас тяжёлая, денег на походы к психологам у людей нет. Родители стараются заработать на семью, и на детей не всегда достаточно времени и сил. Отсюда и высокий уровень суицидов в разных возрастных группах, который не может не беспокоить специалистов", – сказала Светлана Богатырёва.

Во время пандемии и начала обучения детей в режиме онлайн некоторый спад самоубийств психолог объяснила тем, что дети находились под присмотром взрослых, школьный буллинг был сведён к минимуму. Затем кривая статданных по суицидам вновь поползла вверх, достигнув допандемийного уровня.

"В подавляющем большинстве случаев дети обращаются в наш ресурсный центр из-за проблем в семье и школе. Кто-то из-за буллинга задумывается о суициде, кто-то – из-за учёбы. Большой процент стресса у детей, которые в учёбе не тянут на отлично, на медаль. Или от учителей исходит: вы должны, вы обязаны… В прошлом году девочка в Алматинской области шла на пятёрки, а на выпускном экзамене получила четвёрку – и всё… Понятно, что здесь целый комплекс причин: и у семьи сверхожидания, и учителя постоянно накручивают, потому что их больше волнует рейтинг школы, ЕНТ", – рассказала Светлана Богатырёва.

Психолог считает правильным и своевременным решение министерства образования дважды сдавать ЕНТ – взрослые должны менять приоритеты и во главу угла ставить психическое благополучие подростков, а не успеваемость.


Читайте также: Аймагамбетов: ЕНТ для получения гранта можно будет сдавать два раза


"Главная задача педагога – выявить проблемного ребёнка из общей массы"

Врач-психотерапевт, главный психолог Карагандинской области Батыржан Кундакбаев сообщил, что в 2021 году впервые в Казахстане был разработан специальный инструмент профилактики суицидов – Индекс социально-психологического благополучия молодёжи. Над документом работали социологи, психологи, психотерапевты. Теперь его могут использовать в ежедневной работе школьные педагоги.

"Индекс разработан именно для ранней диагностики или выявления суицидальных признаков в поведении учащихся. Он настроен под организации, где учатся подростки. Этот документ – некий ориентир для преподавателей, которые должны быть внимательны к своим учащимся", – рассказал Батыржан Кундакбаев.

Специально для учителей был разработан документ, похожий на привычный педагогам классный журнал успеваемости. В него разработчики включили свыше 20 индикаторов.

"Каждый индикатор – это большое количество признаков. Это и психологические изменения, и определённые стрессовые состояния, которые может зафиксировать педагог. Это признаки изменения поведения ребёнка – например, агрессивное, депрессивное, признаки алкоголизации, применения психоактивных веществ, снижение успеваемости, замкнутость", – перечислил психотерапевт.

Как только классный руководитель или учитель-предметник замечает изменения в поведении или настроении школьника, он фиксирует их в специальном журнале, проставляя галочки напротив каждого индикатора. Авторы индекса учли множество нюансов, которые могут впоследствии сказаться на психоэмоциональном и психическом поведении школьника и даже привести к суицидальным попыткам.

"На первом этапе главная задача педагога – выявить проблемного ребёнка из общей массы, затем уже его возьмут под наблюдение специалисты при помощи широкого спектра диагностики, проведения тестов на определение формы суицидальной настроенности – лёгкая, средняя, тяжёлая", – объяснил врач.

  • При лёгкой степени разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, психотерапевтической коррекции ребёнка на месте его обучения с привлечением школьного психолога.
  • При средней степени врач поликлиники направит к узкому специалисту или сам выпишет медикаменты.
  • При тяжёлой – потребуется стационарное лечение в спецучреждении.

По информации проектной группы, в конце 2021 года Индекс социально-психологического благополучия молодёжи был отправлен в адрес заинтересованных государственных учреждений – МОН, Генеральную прокуратуру, МВД, Минздрав.