5 июня в Казахстане пройдёт второй за всю историю страны республиканский референдум. Как и в 1995 году поводом для этого события станет проект изменений и дополнений в Основной закон страны.

Конституционные реформы затрагивают большой круг вопросов. Среди них – усиление механизмов защиты прав граждан, перераспределение ряда властных полномочий, усиление роли и повышение статуса парламента, окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике и расширение участия населения в управлении страной.

"Предстоящая конституционная реформа – важный шаг в реализации президентской программы политических реформ, изложенной в его мартовском Послании народу Казахстана. Проект изменений и дополнений в Конституцию разработан ведущими учёными-правоведами и конституцио­налистами и получил положительное заключение Конституционного совета. Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и реализуется в интересах всего общества", - отметил государственный секретарь Казахстана Ерлан Карин.

Как расширятся возможности населения в управлении страной

Госсекретарь подчеркнул, что в Основном Законе окончательно и однозначно закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство (новая редакция пунк­та 2 статьи 1 Конституции).

"Новая формулировка повышает ответственность должностных лиц и государственных органов за экологические и социальные составляющие договоров с недропользователями, в том числе с зарубежными инвесторами. Эта норма потребует корректировки законодательства и не исключает в будущем возможности участия народа в той или иной форме в получении доходов или иных благ от продажи и эксплуатации природных ресурсов", – говорит доктор юридических наук, почётный юрист Казахстана Сергей Ударцев.

Усиливается парламент, особенно мажилис, где появится примерно 30% депутатов (как было сказано в Послании), которые избираются по территориальным округам, не по партийным спискам, и могут быть отозваны избирателями. Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей.


Читайте также: Вторая республика: какие поправки в Конституцию предлагают внести и что они изменят


Теперь мажилис будет состоять не из 107, а из 98 депутатов по смешанной избирательной системе в связи с тем, что квота Ассамблеи народа Казахстана из мажилиса переносится в сенат и сокращается с 9 до 5 депутатов.

"При этом важно, что эти депутаты будут представлять все регионы Казахстана, и ответственны они не перед избравшими их съездами партий, прошедших в парламент, а непосредственно перед гражданами. Сочетание пропорциональной и мажоритарной систем приведёт к росту активности депутатов", – считает профессор.

Президентская квота в сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причём пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана.

"Депутаты мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции). Введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей. Вводится право отзыва избирателями мандата у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). В результате произойдёт существенное укрепление демократических традиций и укоренение новой политической культуры, основанной на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями", – уверен госсекретарь.

По его словам, полномочия сената дополняются правом согласования вносимых президентом республики кандидатур на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета (новые редакции подпункта 4) статьи 44, подпункта 2) статьи 55, пункта 4 статьи 82 Конституции).

Ерлан Карин добавил, что институт госсекретаря преобразуется в институт государственного советника, который будет заниматься формированием предложений и рекомендаций главе государства (новая редакция подпункта 19 статьи 44 Конституции).

Благодаря конституционной реформе у регионов появятся больше полномочий и ответственности.

"С одной стороны, изменения усиливают систему народовластия – мажилис укрепляет свои позиции. С другой стороны – не нарушаются функции сената, он тоже участвует в выработке и может возражать. Мы говорим о необходимом балансе и взаимодействии ветвей власти, и даже в одной ветви взаимодействуют палаты, чтобы принять оптимальный вариант закона", – добавляет профессор кафедры теории и истории государства ЕНУ имени Гумилёва Ермек Абдрасулов.

Если поправки будут приняты, акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться президентом на альтернативной основе (то есть будет предложено не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов региона или города.

Кроме того, в новых поправках президент не будет отменять или приостанавливать действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы, снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов.

"Таким образом полномочия президента в отношении местной власти сокращаются и концентрируются на акимах регионального уровня при значительном усилении роли маслихатов", – констатирует государственный секретарь Казахстана.

Окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике

"Конституционная реформа сформирует оптимальный баланс отношений между ветвями власти, обеспечит максимальную равноудалённость института президентства. Статья 43 Конституции дополняется пунктом 3, который устанавливает, что президент республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции). Результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений", – говорит Ерлан Карин.

Избранный президент юридически и фактически обретает статус представителя всего народа. На период осуществления своих полномочий он не будет состоять в политической партии. Поэтому теперь все партии будут равноправными.

По словам Ермека Абдрасулова, в пропорциональной системе выборов если президент руководит партией и у него есть влияние на эту партию – нельзя сказать, что парламент будет самостоятельным. "Если президент дистанцируется от этого – то самостоятельность парламента возрастёт", – считает он.

По предложению членов рабочей группы исключаются нормы о праве Первого Президента избираться более двух раз подряд (новая редакция пунк­та 5 статьи 42 Конституции) и пункт 4 статьи 46 Конституции, гласивший, что статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.

"Из статьи 91 Конституции исключается норма о статусе Первого Президента как Основателя независимого Казахстана­ (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции). Результатом конституционной реформы должно стать расширение полномочий местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории", – отмечает Ерлан Карин.


Читайте также: Какие поправки предложил внести в Конституцию Токаев? Сравнительная таблица "до" и "после"


Так как глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан, в Конституции появится пункт о том, что близкие родственники президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.

Перераспределение властных полномочий

"Расширяется компетенция мажилиса, усиливается парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Для этого Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой должен два раза в год отчитываться перед депутатами мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции). Это ещё более упрочит статус мажилиса и в целом парламента", – рассуждает госсекретарь.

В Конституцию предлагается включить юридический механизм преодоления парламентом возражений президента по конституционным законам. В итоге активность, сила и ответственность парламента возрастут.

"С целью укрепления механизма сдержек и противовесов в политической системе и оптимизации законотворческой процедуры предлагается, чтобы мажилис принимал законы (ранее он рассматривал и одобрял законопроекты), а сенат одобрял⁄не одобрял законы (ранее принимал законы)", – отмечает Ерлан Карин.

Вводится особый механизм оперативного принятия законов в исключительных случаях. Законопроекты, внесённые правительством для оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, будут рассмотрены парламентом немедленно на совместном заседании его палат.

До того, как депутаты за него проголосуют, правительство вправе принимать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона.

"Данный механизм рассчитан на особые жизненные обстоятельства, требующие немедленной совместной слаженной работы ветвей власти по преодолению особо опасных угроз. Он не предусмотрен для каждодневного применения и обеспечивается взаимной ответственностью депутатов парламента и членов правительства", – объясняет госсекретарь.

Усиление механизмов защиты прав граждан

В поправках предлагается воссоздать Конституционный суд и расширить круг тех, кто может в него обратиться: это в первую очередь граждане (по поводу проверки нормативных правовых актов РК, непосредственно затрагивающих их права в соответствии с конституционным законом), а также генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека по проверке нормативных правовых актов.

Причём омбудсмену предоставляется иммунитет, он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Конституционный суд появится вместо действующего Конституционного совета. Он будет состоять не из семи членов совета, а из 11 судей, причём шестеро из них назначаются парламентом (по трое каждой из палат), четверо – президентом. А председатель – главой государства с согласия сената.

Всё это направлено на обеспечение баланса в данном высшем судебном органе.

По словам Сергея Ударцева, существовавший в начале 90-х Конституционный суд имел право отменять законы, постановления Верховного совета, указы Президента, постановления Кабинета министров. В него имели право обращаться граждане за защитой своих конституционных прав.

"Этот достаточно сильный орган конституционного контроля не вписывался в систему суперпрезидентской республики и был в 1995 году заменён более "мягким" Конституционным советом, который в основном проверял на конституционность проекты законов и давал толкование отдельных норм Конституции по обращениям в него узкого круга субъектов", – говорит Сергей Ударцев.

Конституционный суд будет занимать нишу судебного макрорегулирования – рассмотрения на соответствие Конституции норм законов и подзаконных актов. При выявлении неконституционности нормативных актов или их частей Конституционный суд сможет отменить такие акты или их нормы.

Учитывая, что Конституционный суд – юридический орган, норма о том, что первый президент является пожизненным членом Конституционного совета, утратит силу с прекращением деятельности этого органа.

В законопроекте также отмечаются заслуги Первого Президента Республики Казахстан, подчеркивается, что его статус "как Основателя независимого Казахстана" является неизменным.

Окончательно закрепляется решение об отмене смертной казни на конституционном уровне (новая редакция пункта 2 статьи 15 Конституции).

"Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры будут определяться конституционным законом (новая редакция пункта 4 статьи 83 Конституции). Это должно усилить системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в установленных законом пределах и формах. Нормами новой статьи 83-1 Конституции Уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчётности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Для этого он будет иметь право обращаться в Конституционный суд", – объясняет государственный секретарь Казахстана.

"Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов", – резюмировал Ерлан Карин.