Чему должна учить современная школа, чтобы дети были конкурентоспособны
По мнению многих IT-гигантов, дальнейшие тренировки нейросетей могут в будущем привести к тому, что миллионы людей лишатся своей работы.
Скорее всего, развитие искусственного интеллекта (ИИ) будет невозможно остановить, поэтому людям уже сейчас надо быть готовыми к тому, что их будущими конкурентами станут не их однокурсники и коллеги, а роботы.
Какими качествами должен обладать человек нового поколения, чтобы быть конкурентоспособным, и какую роль в этом играют школы?
Проблемы с общением и принятием своих ошибок
Председатель республиканского общественного объединения "Союз отцов" Максутбек Айтмаганбет считает, что очень важно привить детям навыки общения. По его мнению, в нашем обществе проблема коммуникации стоит очень остро.
"Приведу несколько примеров из жизни. Я как автолюбитель часто вижу, как водители не уважают друг друга на дорогах, сигналят по мелочам, хотя это запрещено. Или возьмём то же ОСИ: очень часто соседи не могут друг с другом договориться. И это всё оттого, что у нас в школах, к сожалению, не учат нормальным коммуникациям, когда одна сторона смогла бы другой объяснить что-то, а другая – спокойно выслушать, и чтобы по итогу они пришли к общему решению. Это soft skills, и они очень важны. И школы, и родители должны обучать этому детей", – пояснил Максутбек Айтмаганбет.
Другой навык, который может понадобиться молодым ребятам, – это умение ошибаться и принимать свои ошибки, чтобы идти дальше. Как считает родитель, в нашем обществе с самого детства детям закладывают, что каждый должен быть успешен, получить грант, поступить в лучший университет, купить лучшую машину и заселиться в лучшую квартиру. Хотя жизнь – это череда белых и чёрных полос.
"Мы никогда не говорим про другую сторону, что не всегда это может получиться и не у всех. Это нормально, и нужно уметь признавать свои неудачи и уметь проигрывать", – добавил Максутбек Айтмаганбет.
Со многим из этого согласен и Асхат Абжанов, основатель школы лидерства "Жаңа ұрпақ " и автор книги "Папа может". По его мнению, школа зачастую воспитывает в учащихся постоянную конкуренцию и индивидуализм, когда каждый сам за себя.
"Детям говорят: "Будь выше, сильнее, быстрее других. Не давай другим списывать, не помогай, делай сам". Но мы должны пытаться научить другому. Тому, что мы не враги друг другу и что 1 + 1 может быть равно 11. Надо объединяться в команды, создавать синергию и учиться дружить. Это те качества и навыки, которые нужны молодёжи", – заметил Асхат Абжанов.
Школа – это уже не про знания, а про людей
Как считает Максутбек Айтмаганбет, если школы хотят развивать у детей soft skills, им не нужно для этого вводить новые предметы, так как школьная программа и так переполнена, и нужно, напротив, её облегчать. Вместо этого лучше внедрять в каждый предмет специальные задания для развития гибких навыков или приглашать в школы опытных практиков на мастер-классы.
К soft skills можно отнести следующие навыки:
- умение успешно работать в команде;
- умение решать проблемы;
- критическое мышление;
- навык вести переговоры и разрешать конфликты;
- эмпатия.
"Эти навыки отрабатываются на практике. Если в наших школах мы ориентированы на теорию, то за рубежом используют метод project-based learning, когда учащиеся создают и ведут свои собственные проекты. Для учителей дети – это одна большая категория, но нужно понимать, что каждый ребёнок – это индивид. Он может быть проактивным или, наоборот, требовать к себе особого внимания. Образование, по-моему, должно стать более персонализированным. Мы должны использовать новые методы, в том числе геймификацию", – предложил руководитель "Союза отцов".
Если говорить о мастер-классах, то Максутбек Айтмаганбет заметил, что сейчас у нас идёт демократизация образования, то есть каждая школа сама может решать, кого приглашать и с кем работать. По его мнению, иногда за один мастер-класс можно получить гораздо больше, потому что тренинги дают специалисты, которые работают в сфере практики.
"В США во время мирового финансового кризиса 2008 года очень многие финансисты и юристы с Уолл-стрит остались без работы. В США тогда приняли программу, по которой этим людям дали возможность преподавать в школах по системе бокового входа. Эти люди пришли и очень многое дали школам. Некоторые из них потом остались в сфере образования. Поэтому школам надо открываться", – привёл пример Максутбек Айтмаганбет.
В завершение он добавил, что школа сейчас – это не знания, а люди и общение, место, где начинается взаимодействие людей, которые в итоге выйдут во взрослую жизнь.
Как научить детей быть лидерами и нужно ли это
Асхат Абжанов рассказал, что впервые идея открыть школу лидерства "Жаңа ұрпақ " возникла у него несколько лет назад, когда в нашем обществе было очень популярно выражение "лидер нации".
"Я тогда подумал: неужели у нас на всю страну только один лидер, а все остальные должны следовать за ним? И пришёл к выводу, что в каждой области, будь то политика, культура, образование, должны быть свои лидеры, которые будут вдохновлять своим примером. Лидеры – это не те, что возвышаются над всеми остальными, или кто самый богатый и сильный. Нет, лидер проявляет скромность и, занимаясь любимым делом, мотивирует других также усердно работать. Именно таких лидеров мы решили воспитать", – отметил Асхат Абжанов.
Теперь его команда отправляет детей в лагерь в горах, где они проводят семь дней без компьютеров и телефонов, каждый день выполняя различные тренинги, практики и, работая в командах, развивают soft skills.
"Мы можем видеть результат. Очень многие наши ученики впоследствии запустили свои социальные и благотворительные проекты и приковывают к ним внимание общественности, ведь лидерство – это тоже, с одной стороны, служение. Например, три наши ученицы в Атырау начали проводить субботники, а затем к ним присоединились ещё люди, и их стало 50. Потом уже по телевидению показывают, как на субботники выходит 500 молодых ребят, а ведь всё начиналось с трёх девочек", – привёл пример Асхат Абжанов.
По его словам, раньше тема soft skills была у населения не так популярна, но в последний год он видит, что всё больше школ начали об этом задумываться, стали приглашать тренеров на мастер-классы.
"Это самые важные навыки для ребёнка сейчас. С учётом того, что мир динамично меняется, развивается робототехника, искусственный интеллект, ChatGPT. Просто что-то заучить – уже не актуально. Один ChatGPT может сейчас уничтожить тысячи профессий, к которым люди готовились годами. Надо учиться адаптироваться и находить себя в этом мире", – подытожил Асхат Абжанов.