Часть учебников переиздали к новому учебному году. Каких улучшений ждут педагоги на самом деле
Ещё два года назад после критики содержания школьных учебников в Министерстве образования (ныне – Министерство просвещения) обещали провести коррекцию школьных учебников. Тем не менее изменения коснулись не всех учебных пособий. И процесс коррекции ещё ведётся, отметили в Республиканском научно-практическом центре экспертизы содержания образования.
Согласно правилам, экспертиза и обновление учебников должны проводиться каждые пять лет в сфере общего образования и каждые шесть лет – в сфере специального.
Какие учебники переиздали к предстоящему учебному году
Для 2024/2025 учебного года переиздали учебники:
- "Естествознание" для 3-го класса,
- "Қазақ тілі" для 7-го класса,
- "Всемирная история" для 8-го класса,
- "История Казахстана" для 9-го класса,
- "География Казахстана" для 9-го класса.
В ходе переиздания устаревшие данные обновили на актуальную информацию и свежую статистику.
В настоящее время проходит проверка учебников и учебно-методических комплексов для 4-го класса по предметам: "Русский язык" (для нерусских школ), "Цифровая грамотность", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Английский язык", "Немецкий язык", "Французский язык" и "Естествознание".
Почему учителям приходится упрощать темы и задания
Несмотря на красочные обложки школьных учебников, их содержание часто бывает слишком сложным, считают учителя. По их мнению, это усложняет процесс обучения и делает материал трудным для восприятия и усвоения.
"Мы сравнивали материал старших классов с программой первых курсов университета, и для школьников он часто оказывался сложным. Когда дети заходят в класс, моя цель – чтобы они вышли с пониманием темы, а не с чувством, что не разобрались ни в чём. Но, к сожалению, сложность материала вынуждает нас, педагогов, упрощать его – использовать дополнительные ресурсы и адаптировать материал к возрасту учеников", – делится опытом учитель биологии и химии из школы-лицея №37 имени Сырбая Мауленова (Астана) Жанна Хабибулина.
Иногда задачи в учебниках, по словам Жанны Хабибулиной, не связаны с теоретическим материалом. Это создаёт для педагогов дополнительные сложности. Так, например, учитель должен адаптировать задачи, возвращаться к отсутствующим в параграфе формулам, чтобы ученики в полной мере освоили школьный материал.
"Многие лабораторные работы и эксперименты устарели и неинтересны ученикам. Например, для раскрытия темы по физике в 7-м классе "Определение размеров малых тел" предлагают использовать квадраты и кубики. Это даже звучит скучно. Раньше у нас не было выбора, мы следовали строгой программе. Но сегодня педагоги независимо от возраста стали мобильными, оперативно осваивают новые методы преподавания, чтобы уроки преподавать интересно и эффективно", – добавила педагог.
Корректировка коснулась и содержания учебников начальных классов по английскому языку. Учитель английского языка Балжан Батырова школы-лицея Binom School имени Алихана Букейхана Астаны рассказала, что два года назад в программу начальных классов внедрили учебник Smiles.
"Учебники нужно дорабатывать. Для начальных классов содержание пособий оказалось слишком сложным. Грамматика, которую предлагают изучать, явно не подходит для учеников начальных классов. Так, в одном из разделов были предложения, выделенные зелёным цветом без какого-либо объяснения или наглядных примеров. Эта программа больше подходит для среднего звена школы", – уверена учитель.
Балжан Батырова обратила внимание, что содержание учебников должно соответствовать уровню владения языком учеников. Когда дети приходят в третий класс с нулевым уровнем английского, они должны начинать с самых основ – алфавита и фонетики.
"В прежние годы уделялось больше времени изучению фонетики, что было важно для правильного произношения и интонации. Сейчас акцент смещён на грамматику, и это усложняет обучение начинающих. Учебники должны начинаться с базовых уровней, таких как starter или beginner. Только такой подход поможет детям лучше осваивать язык и развивать навыки более эффективно", – отметила преподаватель.
Более того, по словам Балжан Батыровой, в учебниках встречались темы, которые занимали всего полстраницы, и никаких дополнительных материалов, упражнений или заданий не предлагалось. В пособии также не было раздаточных материалов, а аудиосопровождение часто приходилось искать самостоятельно, так как устаревшие материалы не совпадали с новым содержанием учебника, пожаловалась педагог.
Предложения по улучшению
Жанна Хабибулина преподает химию, биологию и географию. Знакома спикер и с учебниками по физике, так как они входят в её предметный цикл. Педагог уверена, что содержание этих учебников нуждается в улучшении.
"Когда ученики выполняют лабораторные или практические задания, часто оказывается, что оборудование и реактивы в школах не вызывают интереса у учащихся. Поэтому было бы очень полезно внедрить QR-коды в учебники, чтобы ученики могли получить доступ к виртуальным экспериментам. Например, это могут быть видео или интерактивные ссылки, чтобы ученик мог увидеть, как проводить опыт с использованием современного оборудования", – предлагает учитель.
К примеру, на уроках химии можно проводить эксперименты с реактивами, которых нет в школах или которые относятся к классу опасных веществ. Такие интерактивные элементы, по словам собеседницы, позволили бы ученикам лучше понимать материал, решая задачи с помощью современных инструментов и не ограничиваясь устаревшим оборудованием.
Учитель английского Балжан Батырова считает, что педагогам нужен максимальный доступ к мастер-классам и онлайн-урокам по новым учебникам. Она рассказала, как прошла 12-часовой семинар от Oxford University Press, который помог ей эффективно использовать учебники, которые выпускает британское издательство. По её мнению, также важно, чтобы учебники и учебные планы соответствовали актуальным требованиям и изменениям. Так, например, обновления в учебных планах должны находить отражение в новых учебниках.
Современные цифровые инструменты, такие как сенсорные доски, интернет и мультимедийные ресурсы, также должны интегрироваться с учебниками. Это сделает процесс обучения более эффективным и интересным, считает спикер.
Внедрение ИИ в учёбу
Современным учителям идти в ногу со временем – это уже не просто выбор, а необходимость. Если вести уроки по старинке с мелом и указкой, то учитель теряет внимание детей. Так, помимо учебных материалов теперь учителя начали использовать и искусственный интеллект. Жанна Хабибулина активно использует его при подготовке к урокам и создании презентаций. По её мнению, это помогает сделать занятия более динамичными и увлекательными.
"Для того чтобы увлечь учеников, повысить их мотивацию и сделать уроки более яркими, ИИ – просто находка. Дети лучше воспринимают визуальную информацию. На практике я могу, например, за считаные минуты подготовить презентацию, использовать интерактивные игры или давать задания онлайн, что экономит время и делает процесс обучения более увлекательным. Стоит добавить что-то интерактивное, какую-то новизну, и у детей сразу интерес появляется: "А что Жанна Ирназаровна придумали сегодня?"
В системе онлайн-оценок Жанна Хабибулина сразу видит результаты тестов. Это, по её словам, помогает анализировать, в каких темах ученик испытывает сложности, и корректировать дальнейшую работу.
"Однако если ученик использует ИИ для решения задач без размышлений, это проблема. При таком подходе сложно развивать самостоятельность и критическое мышление. Но педагог может адаптировать задания так, чтобы ИИ не мог их решить. Это стимулирует детей думать и анализировать", – подчеркнула собеседница.
По мнению Жанны Хабибулиной, уровень образованности и успеваемости – вещи разные. Понимание материала повышает уверенность ребёнка в себе, что критически важно для его мотивации и успеха. Если же материал оказывается сложным, и ребёнок не справляется, его самооценка снижается. Это может привести к сомнениям в собственных способностях и снижению интереса к предмету.
"При этом образованность детей на высоком уровне. Они гораздо раскованнее и любознательнее, чем прошлые поколения, не боятся задавать вопросы, даже провокационные, и это заставляет нас, педагогов, идти в ногу со временем. Я сама часто использую искусственный интеллект для поиска ответов на их вопросы. Стараюсь быть на одной волне с учениками, чтобы они воспринимали меня всерьёз и уважали", – призналась преподаватель.
По какому принципу разрабатывают и корректируют учебники
Учебные программы разрабатывает Национальная академия образования имени Алтынсарина. По мнению вице-президента академии Руслана Каратабанова, современные учебные материалы должны быть представлены в разных форматах. Основная информация должна быть представлена в виде текста, а также включать аудио, видео, применение цифровых технологий и ИИ для лучшего усвоения материала.
"При разработке учебников используются разные подходы – компетентностный, деятельностный, коммуникативный, личностно-ориентированный и инклюзивный. Эти методы помогают создавать эффективные учебные материалы. Издательства постоянно обновляют учебники, чтобы не допускать устаревших данных. Электронные учебники обновляются быстрее", – объяснил эксперт.
При этом важную роль играют экспертные группы, которые проверяют и оценивают учебники. Эти группы включают учёных и педагогов, которые проводят научно-педагогическую экспертизу материалов, выявляют устаревшие данные и предлагают улучшения. Постоянная обратная связь с учениками помогает выявить и устранить проблемные моменты в обучении, добавил специалист.
В настоящее время, отметил Руслан Каратабанов, академия работает над улучшением образовательных стандартов и программ. В результате двухлетнего сотрудничества с педагогами и учёными разработаны новые учебные программы. Их апробация начнётся в следующем учебном году, а полное внедрение планируется в 2026/2027 учебном году.
В экспертной группе участники используют множество критериев, чтобы оценить качество материала. Так, они оценивают содержание и качество учебных материалов, проверяют их соответствие образовательным стандартам, а также возрасту учеников. Кроме того, экспертная группа выдаёт рекомендации по улучшению. В эту группу входят специалисты, прошедшие специальные курсы. В проверке материалов в школах участвуют учёный и два педагога-предметника.