Прямой эфир Новости спорта

Готовы ли школы к угрозам? Эксперты об уровне безопасности образовательных учреждений

Какие существуют недостатки в обеспечении безопасности казахстанских школ и причём тут буллинг.

Безопасность школ – один из главных вопросов, которые волнуют родителей и педагогов. Периодически поднимаются вопросы о том, насколько защищены дети в учебных заведениях. 

Напомним, один из таких инцидентов произошёл в феврале 2023 года в школе №4 в Петропавловске, где ученик 9-го класса напал на старшеклассников с топором и ножом. Этот случай вызвал волну проверок и ужесточение мер безопасности во всех школах не только областного центра, но и республики.

Корреспондент Informburo.kz посетила одну из школ Астаны, чтобы увидеть, как организована система безопасности в учебных заведениях.

Как школы защищают от нападений

Школа-лицей №89 имени Дулата Бабатайулы полностью огорожена по всему периметру, территория оборудована освещением на ночь, объясняет директор школы Беймбет Мухамедиев.

Видеокамеры установлены снаружи и внутри здания, часть из них подключена к Центру оперативного реагирования, который отслеживает ситуацию в городе. Если появляется подозрительная машина, что-то ломается, отключается свет, возникает пожар или происходит другая чрезвычайная ситуация, центр реагирует сразу, объясняет директор. 

"Видеокамеры установлены на всех этажах. Школьный психолог, завуч по воспитательной работе и я часто заходим в комнату охраны, чтобы наблюдать за происходящим через мониторы. Например, если ребёнок ведёт себя необычно или вызывает подозрение, я могу увидеть это на видеозаписи, которая хранится 30 дней", – отметил директор школы.

Охранная комната / Фото Informburo.kz

К тому же в школе установлена тревожная кнопка, которая предназначена для оперативного реагирования на любые инциденты. Как рассказал Беймбет Мухамедиев, во время недавней проверки охранной системы группа охраны прибыла на место за 7 минут. 

Тревожная кнопка / Фото Informburo.kz

"В этом году мы внедрили систему Face ID, к которой подключены все учащиеся. Для тех, чьи родители отказались от использования этой системы, выдаются электронные карточки. Ребёнок прикладывает карточку при входе, и мы фиксируем, во сколько он пришёл в школу и во сколько вышел. Эта информация сохраняется в системе. Это касается не только детей, но и сотрудников школы", – подчеркнул собеседник.

Система Face ID / Фото Informburo.kz
Школьный турникет / Фото Informburo.kz

С 1 сентября по 1 июня в школе работают два охранника. Один контролирует вход и выход, а другой регулярно проводит обход территории, при этом в их обязанности входит следить и за мониторами видеонаблюдения. 

По словам Беймбета Мухамедиева, выделяемый на безопасность школы бюджет зависит от её площади и количества учащихся. Средства выделяются ежегодно и покрывают все необходимые расходы, включая установку Face ID, охрану и тревожные кнопки. Если система даёт сбой, администрация школы немедленно обращается к специалистам, которые оперативно устраняют проблему.

"Мы сотрудничаем с прокуратурой и службами безопасности, которые регулярно проверяют наше оборудование. Они могут рекомендовать установить дополнительные камеры в определённых местах. К тому же неправильно расположенные камеры могут фиксировать не те зоны, которые нужно контролировать. Поэтому мы обязаны соблюдать все требования безопасности", – отметил руководитель учреждения.

Сотрудники школы напомнили: родители не вправе ходить по школе, сопровождая детей до учебных кабинетов. Это не только санитарная мера, но и вопрос безопасности. Если взрослые будут заходить в школу, то это увеличит риски. Важно, чтобы ученики становились самостоятельными, считает Беймбет Мухамедиев.

К сведению, в этом году Министерство просвещения РК пересмотрело в сторону ужесточения инструкцию, определяющую требования безопасности к образовательным учреждениям. Так, по словам депутата сената парламента РК Нурторе Жусипа, увеличилось количество детских садов и школ, которые должны быть оснащены видеокамерами, кнопками сигнализации, физической охраной и турникетами. Он отметил, что в ближайшее время будут охвачены и частные школы. 

В свою очередь органы внутренних дел проверяют соблюдение требований инструкции, а министерство проводит выборочную проверку на соответствие этим требованиям. Регулярные тренировки персонала проводятся дважды в год в каждой школе и ежегодно на уровне страны. В сентябре 2023 года такие тренировки охватили более 3 млн учеников и 500 тысяч учителей. 

Недостатки в обеспечении безопасности в школах – эксперт

Несмотря на внедрение нововведений в школах, эксперты отмечают ряд существующих проблем, таких как недостаточное финансирование и некачественное предоставление услуг в сфере обеспечения безопасности. Директор охранной фирмы Булат Мукушев поделился своими наблюдениями. 

По его мнению, в сфере безопасности школ необходимо изменить систему госзакупок услуг охраны. Обычно контракты заключают на год. Но более эффективным решением эксперт назвал трёхлетние контракты для охранных услуг. Это обеспечит лучшее качество услуг и позволит избегать ситуаций, когда компании снижают свои расценки до минимального уровня. Кроме того, он отметил, что все охранные функции должна выполнять одна компания. Эти функции нельзя передавать субподрядчикам. 

В прошлом году компания Булата Мукушева совместно с управлением образования направила предложения по улучшению охраны в школах. В Министерстве просвещения РК рассмотрели эти предложения. Сейчас компания готовит материалы и технические спецификации для предоставления охранных услуг с учётом новых требований.

"Охраняют школы чаще всего пожилые люди, так как компании выигрывают тендеры из-за низких цен и затем нанимают менее квалифицированный персонал. Мы предлагаем, чтобы отступ от заявленной цены не превышал 10%. Это должно помочь нанять лучших специалистов", – считает он.

Охранники, уверен Булат Мукушев, должны уметь грамотно формулировать свои мысли, принимать оперативные решения и вести себя профессионально. Они должны быть психологически подготовлены, чтобы эффективно обеспечивать безопасность и предотвращать конфликты.

Специалист обратил также внимание на техническое обеспечение школьных систем безопасности. Тревожные кнопки должны быть связаны не только с охранной фирмой, но и с экстренными службами, прежде всего с полицией. При нажатии тревожной кнопки мобильная группа охраны и полиция должны прибывать на место в течение 5-7 минут.

"На практике многие компании не справляются с этим требованием. Часто охранные фирмы не имеют собственных пультов и передают сигнал субподрядчикам, что приводит к задержкам и неэффективности. Это неправильно, поскольку все услуги должны предоставляться одной компанией, чтобы обеспечить быструю и эффективную реакцию на экстренные ситуации", – высказался руководитель охранной компании.

Но даже при исправной работе тревожных кнопок вопрос остаётся к тому, насколько быстро реагируют службы. Недостаток автопатрулей в городе – ещё одна проблема столицы (и не только), которую отметил Булат Мукушев. В целях экономии средств охранные компании соглашаются на невыгодные условия и поздно реагируют на экстренные ситуации. Обычно, когда из школы поступает тревожный сигнал, охранные фирмы опаздывают, и администрация школы вынуждена обращаться в полицию напрямую, рассказал эксперт. 

Кроме того, по мнению Булата Мукушева, существует проблема с распределением бюджетных средств. Разные учебные заведения, даже расположенные на соседних микроучастках, могут получать разное финансирование. Это, в свою очередь, приводит к неравномерному уровню безопасности в школах. 

"Например, одной школе выделяют 2,5 млн тенге, а другой – 5 млн. Этот фактор влияет и на качество охраны. Идеально, если бюджеты будут более сбалансированными, чтобы обеспечить адекватную безопасность в каждом учреждении", – полагает собеседник.

В настоящее время в школах нет оборудования для проверки содержимого сумок учеников: охрана проверяет только сторонних посетителей. По закону охранники не могут досматривать детей. Булат Мукушев считает, что для улучшения безопасности нужно установить рамные металлодетекторы на входах в здания

Почему важно следить за социальным климатом и пресекать буллинг

Помимо обеспечения должной физической безопасности в школах важно создавать психологически комфортную среду, которая своевременно может предотвратить конфликтные ситуации среди учеников. Ведь очевидно, что социальный климат может напрямую влиять на психоэмоциональное состояние учеников. 

По мнению методиста-психолога КГУ "Центр психологической поддержки" акимата Астаны Ольги Абрамовой, чтобы исключать конфликты, важно вовремя выявлять проблемы, наблюдать за изменениями в поведении учеников и обеспечивать поддержку как индивидуально, так и на уровне класса. Этот комплексный подход включает взаимодействие с родителями, а также активное участие школьных специалистов, которые должны создать безопасную и поддерживающую образовательную среду.

Она сообщила, что в школах Астаны используется АСППМ (автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга) – набор тестов, которые проводятся с разрешения родителей для мониторинга и диагностики проблем, связанных с буллингом и конфликтами. Система позволяет своевременно реагировать на сигналы и вмешиваться в конфликтные ситуации. 

"Классные руководители, психологи и администрация школы работают в команде, чтобы устранить источники проблемы, будь то драка или систематическое давление со стороны сверстников", – объясняет психолог.

По словам специалиста, школьные психологи наблюдают за детьми, проводят диагностику и индивидуальное консультирование как пострадавших, так и агрессоров. Психологическая помощь предоставляется с согласия родителей.

За социальным климатом обязан также следить классный руководитель. Если происходит драка или конфликт, он сообщает об этом заместителю директора по воспитательной работе. Собирается мобильная группа, которая включает родителей, и обсуждает ситуацию. Команда помогает найти компромисс и урегулировать проблему, чтобы все могли спокойно учиться, рассказала Ольга Абрамова. 

.

Специальный QR-код / Фото Informburo.kz

К сведению, с мая 2023 года во всех столичных школах введены специальные QR-коды, которые позволяют ученикам и их родителям напрямую обращаться к школьным психологам, менеджерам по профилактике, социальным педагогам, участковым инспекторам, а также к администрации школы по вопросам психологической поддержки, буллинга и других проблем.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров