Уже в октябре в Астану приходят обильные снегопады, появляется гололёд. Устойчивый снежный покров держится в городе с конца октября по начало апреля.

Дорожные службы, не успевая очищать асфальт от снега и льда, начинают посыпать улицы и тротуары глинистым гравием и технической солью.

Рабочий дорожной службы столицы везёт мешок с солью / Фото Informburo.kz

Песок, смешиваясь со снегом, образует грязную жижу, которая наутро намертво застывает. Затем коммунальщики тщетно пытаются её соскрести вручную или собрать уборочной техникой. Рабочие долбят ломами и штыковыми лопатами тротуары, разбивая вместе со льдом дорогую брусчатку.

Снежная кашица в районе Триумфальной арки в Астане / Фото Informburo.kz

Власти уверяют, что коммунальные службы столицы ведут работы в усиленном круглосуточном режиме. По их данным, каждые сутки из столицы вывозят десятки тысяч кубов снега.

Отгрузка снега у здания парламента РК / Фото Informburo.kz

В борьбе с наледью соль из-за своей дешевизны была и остаётся самым доступным и эффективным противогололёдным материалом, который применяют власти столицы, хотя защитники природы уже много лет говорят о её вредном влиянии на почву, растения и воду. Более того, объясняют эксперты, соль провоцирует коррозию кузовов авто и разрушает бетон.

Рассыпанная соль на парковке Дома министерств за автобусной остановкой / Фото Informburo.kz

Тем не менее, по данным пресс-службы акимата Астаны, за последний месяц коммунальщики использовали более 1618 тонн технической соли и более 287 кубометров солевого раствора.

По данным российской Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, даже в развитых государствах из-за дороговизны экологически безопасных реагентов во время гололёда дороги посыпают солью.
  1. США. Во многих штатах Северной Америки не бывает снега, но там, где зима похожа на нашу, дорожные службы используют хлорид магния, жидкий хлорид кальция (кальциевая соль соляной кислоты), а также хлорид натрия (поваренная соль) и галит (каменная соль).
  2. Канада. Зимы Канады суровые и снежные, поэтому за сезон там в среднем используется более 5 млн тонн соли. В городах дороги, как и в США, засыпают хлоридом магния, натрия и кальция. А ещё при строительстве дорог в асфальт добавляют верглимит – смесь на основе хлористого кальция. Считается, что такая добавка препятствует образованию наледи.
  3. Норвегия. Здесь также из-за дешевизны дороги обрабатывают хлоридом натрия, реже хлоридами кальция и магния, а на особых зонах используют формиаты натрия (натриевая соль муравьиной кислоты).
  4. Финляндия. В стране с одним из высоких уровней жизни тоже пока не отказываются от соли, но в основном в качестве противогололёдного материала используют гранитную крошку. Там, где реагенты, тот же хлорид натрия, могут попасть в грунтовые воды, службы используют более безопасный для окружающей среды формиат калия (калиевая соль муравьиной кислоты).
  5. Новая Зеландия. Температура там редко опускается ниже 0, но когда в этой стране сталкиваются с гололёдом, дороги обрабатывают кальциево-магниевым ацетатом – дорогим, но экологически безопасным материалом. Реагент абсолютно безопасен для природы и металлов, но использовать его можно только до -7 градусов.
  6. Европа. Многие страны Европы также наряду с мелким щебнем, хлористым кальцием применяют соль и солевые растворы. В России также используют противогололёдные реагенты на основе смеси хлоридов натрия, кальция, калия и формиата натрия.

Все вышеуказанные страны постоянно работают над поиском более дешёвых и экологически безопасных реагентов вместо традиционной соли.

Безопасная и эффективная альтернатива

Казахстан тоже не исключение. Например, альтернативу технической соли в качестве реагента разработали в Казахстанском дорожном научно-исследовательском институте.  

"Наша разработка относится к жидким противогололёдным реагентам, её отличительным свойством является отсутствие в составе хлоридов, то есть солей", – говорит один из разработчиков научный сотрудник АО "КаздорНИИ" Динмухамбет Алижанов.

По его словам, хлориды негативно воздействуют на бетонные и железные изделия, вызывая коррозию. А данный реагент на основе ортофосфорной кислоты, гидроксида натрия (каустическая сода) и воды хорошо растапливает лёд, коррозию не вызывает и, самое главное, безопасен для окружающей среды.

Автомобиль после снегопада в Астане / Фото Informburo.kz

Химические элементы в основе реагента производятся в Казахстане, их необязательно импортировать из других стран. Более того, при производстве реагента не нужно дорогого специального оборудования, то есть раствор нужно только правильно смешать.

"Хлориды – основной компонент, который растапливает лёд, но при высыхании они не улетучиваются, а вызывают солевые образования, которые растекаются с водой, попадают в почву и растения. А ортофосфорная кислота применяется как в пищевой промышленности, так и в качестве удобрения. То есть вреда для растений нет", – пояснил научный сотрудник.

Состояние асфальта после применения песко-соляной смеси / Фото Informburo.kz

По данным Министерства транспорта, антигололёдный реагент QSmart-AntiGlaze был испытан на объездной трассе вокруг Астаны и доказал, что он экологичный, эффективно растапливает лёд при температуре до -25. Тогда как солевые растворы замерзают уже при -13.

Во время лабораторных исследований / Фото АО "КаздорНИИ"

"Рынок реагентов – это конкурентная среда, и закупаются они через госзакупки. То есть мы не можем кого-то обязать пользоваться именно нашим продуктом, а можем только рекомендовать к применению", – сообщили в пресс-службе АО "КаздорНИИ".

Тем временем в объявлениях и на маркетплейсах продаются разные виды противогололёдных реагентов, но все они в основном с добавлением соли. А сама техническая соль продаётся по 35–70 тенге за килограмм.

Нет системного планирования

Своевременная уборка снега с проезжей части и тротуаров – это главное испытание для властей столицы. Из-за того что дорожные службы зачастую не успевают убирать снег, улицы превращаются в каток, увеличивая количество ДТП, а также травм и увечий пешеходов. Ежегодно в Астане фиксируются сотни случаев ушибов и переломов.

Авто на перекрёстке улиц Мангилик Ел и Алматы / Фото Informburo.kz

Общественник из Астаны Рустем Жансеитов, известный своими публикациями в соцсетях о состоянии дорожной инфраструктуры, считает, что безопасность на дорогах прежде всего зависит от своевременной уборки снега. Но планомерная работа в столице не налажена, коммунальные службы зимой не отличаются системным проведением снегоочистительных работ.

"После очередного снегопада мы постоянно наблюдаем хаотичную и спорадическую суету. Где-то убирают, где-то не убирают даже на центральных улицах. Даже возле стратегических зданий (того же Дома министерств) слабо убирают. Об окраинах и говорить нечего. Бардак", – сообщил общественник.

По его данным, в тех же европейских странах дороги во время гололёда сначала посыпают песком, а затем песок аккуратно собирают, очищают от мусора и при необходимости используют повторно. В Казахстане песок просто выкидывают вместе с грязным снегом.  

"Песок с солью утилизируется в специальных местах, чтобы соль не попадала в почву. Во многих мегаполисах используют снегоплавильные машины, из которых воду сливают в ливневую канализацию. У нас тоже пытались это внедрить, но дело заглохло", – рассказал он.

Пешеходный переход в районе Генпрокуратуры РК / Фото Informburo.kz

По его словам, прежде чем использовать новый реагент, рекламируемый Минтранспорта, нужно провести неоднократные испытания и экспертизы, чтобы независимые специализрованные организации подтвердили его безопасность для окружающей среды и человека.

"Если такая безопасность будет доказана, даже если он окажется немного дороже соли, но может эффективно решить проблему гололёда и снега, то тогда продукт имеет право на жизнь", – резюмировал Рустем Жансеитов.

Трактор подметает снег в районе Дома министерств / Фото Informburo.kz

Между тем в нынешний сезон в акимате уверяют, что на борьбу со снегом брошены все силы. В первую очередь очищают участки с очень интенсивным движением, чтобы не было заторов на дорогах. А затем убирают участки со средней интенсивностью, это площади, привокзальные территории, тротуары, подъездные пути к соцобъектам.