Блэк-аут, пробки, мусор, рост населения. Как прожил Нур-Султан 10 месяцев 2019 года
Главным вызовом для Нур-Султана становится высокий темп роста населения, заявил аким казахстанской столицы Алтай Кульгинов, выступая с отчётом об итогах социально-экономического развития столицы за 10 месяцев текущего года в Службе центральных коммуникаций (СЦК). Сейчас в мегаполисе проживают 1,2 млн человек, и ежегодно число жителей увеличивается на 50 тысяч человек. Для сравнения: в 2008 году в тогда ещё Астане насчитывалось чуть более 600 тысяч жителей.
Власти города вынуждены разбираться с системными проблемами, которые закладывались ещё на прежних этапах строительства столицы.
Можно ли избежать новый блэк-аут в Нур-Султане?
Акимат начал решать глобальный вопрос с бесхозными инженерными сетями в столице.
"Авария показала такую ситуацию: мы выявили 680 бесхозных сетей и объектов – их не передали на баланс города. Сейчас все сети переводятся в коммунальную собственность", – рассказал Алтай Кульгинов.
Акимат Нур-Султана представил предварительные результаты расследования по блэк-ауту 10 ноября: "Из заключения комиссии следует, что авария вызвана коротким замыканием кабельной линии 10 кВ, воспламенившим полиэтиленовые трубы и изоляцию кабелей. Пожар усилился из-за неправильно уложенных полиэтиленовых труб и воздушной тяги вследствие нарушений технологий монтажа. Несоблюдение норм по засыпке песком и заделке стыков не позволило избежать распространения возгорания между кабелями. В результате пострадали одновременно основной и резервный кабели питания, уложенные в одном канале. Досудебное расследование продолжается".
Сами сети были бесхозными – их не передавали на баланс в течение двух лет, хотя прокладку кабелей оплачивало государство.
"Бюджетные средства были переданы за выполненные работы. Не путайте строительство и передачу на баланс. Работа не была передана по акту, в этом проблема. Бесхозные и электросети, и канализационные сети, там и водопровод, и всё остальное. Мы уже на 156 млрд тенге взяли на баланс эти сети", – рассказал Алтай Кульгинов.
Он отметил, что по сетям водоснабжения и канализации выявили ещё одну проблему: там использовались стеклопластиковые и гофрированные трубы, которые из-за хрупкости не выдерживают даже слабых механических воздействий.
Когда будут сносить дачные массивы?
Этот вопрос акиму Нур-Султана задали в тот же день, но уже не журналисты в СЦК, а депутаты в маслихате. Алтай Кульгинов представлял народным избранникам тот же отчёт.
"Вопрос дачных массивов остаётся открытым. Чтобы сносить, нужны деньги. Перед нами стоит вопрос компактного строительства, чтобы не надо было тянуть коммуникации", – ответил аким столицы депутату Каракат Абден, давая понять, что в ближайшей перспективе вопрос о сносе дачного массива не стоит.
Однако в акимате отметили, что запланировали благоустройство 16 жилых массивов, где проживают в общей сложности 280 тысяч человек. В течение трёх лет там должны отремонтировать 33 км автодорог и проложить 178 км ливневой канализации.
Где жить?
В 2020 году объём строительства доступного жилья в Нур-Султане должен возрасти в три раза, такое поручение дал президент Казахстана, отметил Алтай Кульгинов.
В 2019 году столица предоставит 3500 квартир доступного жилья, из которых 2400 были построены и 1050 квартир были выкуплены за счёт бюджета города для работающей молодёжи. В следующие два года по программе для молодёжи будут предоставлять ещё по 1000 квартир. По программе "Бакытты отбасы" власти города выдали 689 кредитных займов на сумму 9,6 млрд тенге.
Где учиться?
В Нур-Султане 115 школ и 182 тысячи детей. Если темпы роста населения сохранятся, что через десять лет за парты сядут 360 тысяч учеников. Уже сейчас 14 школ в столице заполнены сверх нормы и ещё восемь вынуждены работать в три смены. Чтобы обеспечить детей образованием, в Нур-Султане запланировали в течение следующих пяти лет построить 50 школ, в том числе 10 школ построят на территории уже существующих. Это даст прирост в 120 тысяч мест, если обучать детей в две смены.
Как ездить без пробок?
В Нур-Султане насчитывается полмиллиона автомобилей, из-за этого растёт нагрузка на мосты и развязки. В декабре 2019 года была полностью достроена Большая кольцевая автодорога (протяжённость 87 км), и власти города надеются, что теперь сумеют разгрузить город от транзитного автотранспорта, который идёт из Карагандинской, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской областей.
В самом городе построили и отремонтировали более 50 км автодорог.
Расширение проспекта Кабанбай батыра
"У нас в пригороде Косшы живут 150 000 человек, и вечером в час пик мы наблюдаем большую нагрузку на магистральную дорогу – проспект Кабанбай батыра. Мы её увеличим до восьми полос, – заявил Алтай Кульгинов. – Ведётся работа по подготовке к расширению Кабанбай батыра и строительству транспортного узла на пересечении Кургальджинского шоссе и проспектов Кабанбай батыра и Туран. Это будем делать в 2020 году. Наши артерии будут открыты, и станет значительно легче".
Расширение проспекта Кабанбай батыра должно разгрузить также два других проспекта – Мангилик Ел и Туран, считают в акимате.
В 2020 году планируется построить и отремонтировать 90 км дорог и завершить строительство двух мостов – через реку Есиль и через канал Нура – Есиль.
В 2020 году начнут строительство ещё одного моста, вантового, по проспекту Тәуелсіздік через реку Есиль. Когда он будет закончен, то 50 тысяч автомобилей в сутки получат прямой доступ к улице Керей, Жанибек хандар и проспекту Улы Дала.
Три новых моста свяжут юго-восток и левый берег столицы и сделают доступнее вокзал Нурлы жол для астанчан, живущих на правом берегу.
Повысится ли тариф за вывоз мусора?
На вопрос о том, поднимется ли в Нур-Султане тариф за вывоз мусора, и если да, то насколько, Алтай Кульгинов ответил подробно.
"Компания, которая занимается вывозом мусора, сейчас в сложной ситуации, и стыдно, что в нашей столице нет системы по ТБО (твёрдым бытовым отходам), которая есть в ведущих городах. Это показатель культуры нашего общества. Компания, которая сейчас занимается… если не поддержать их, они обанкротятся, тогда мусор некому будет перерабатывать. У них тарифы очень низкие, где-то 100 с лишним тенге, чуть меньше 200. Теперь они просят поднять его в 4-5 раз. Конечно, этого не будет, но хоть как-то их нужно будет поддержать. По другим монополистам – я сторонник того, чтобы индексировать тарифы с инфляцией, тогда не будет резкого повышения", – сообщил Алтай Кульгинов.
Бродячие животные в столице: когда заработает построенный в июле питомник?
Аким Нур-Султана пообещал в января 2020 года объявить конкурс на доверительное управление питомником, который вхолостую простоял почти полгода: кто из организаций предложит лучшие условия по управлению им, те и будут им управлять.