Благотворительность по-казахстански, или как у детдомовцев отбирают подарки
Но в основном милосердие проявляют не самые богатые слои населения. Как ни парадоксально, но именно те, кому и самим живется несладко, готовы "снять с себя последнее" и отдать другому. В то время как многие состоятельные граждане напротив в такие времена ещё больше экономят и считают каждую копейку. При этом, как ни печально, но не всегда на добро люди отвечают благодарностью.
Что же движет теми, кто не жалея времени и денег, помогает нуждающимся? Этот вопрос мы задали тем, кто ведёт масштабные проекты по благотворительности.
Не за красивое спасибо
Группа "Бюро добрых дел" появилась в Актобе одной из первых. Автором масштабного проекта является студент Саламат Булатов. Началось всё с того, что молодой человек решил помочь одной семье по объявлению. Однако люди внезапно уехали в посёлок, и передать собранное им не удалось. Тогда актюбинец решил организовать группу, цель которой помогать таким нуждающимся. А буквально на днях он запустил ещё один проект: теперь он снимает видео о тех, кому нужна помощь, и выкладывает его в интернет. Создатель благотворительных проектов признаётся, что всё это – очень хлопотное занятие, не всегда приносящее положительные эмоции.
– Есть люди, которые считают, что если ты один раз помог, то обязан их тянуть пожизненно. Они путают благотворительность с обязательством. Ты для них становишься и мамой, и папой, и кормильцем. Каждый раз, когда у них возникают проблемы, они звонят и требуют: дай мне это, дай мне то. Если отказываешь, они начинают поливать грязью и проклинать. Зачастую это далеко не беспомощные люди. Многие просто не хотят ничего делать и считают, что им кто-то чем-то обязан. Они предъявляют претензии. Мол, меня не устраивают эти вещи. Предоставьте новые и качественные. Поэтому я стараюсь, когда прихожу, сразу говорить, что я такой-то такой, пришёл оказать разовую помощь, – рассказывает Саламат.
Как объясняет создатель группы, бывают ситуации, когда люди встречают настолько неприветливо, выговаривая и обвиняя во всевозможных грехах, что приходиться забирать принесённые вещи и ретироваться. Филантроп признаётся, что первый год он был серьёзно разочарован и даже подавлен, когда сталкивался с таким отношением. Но заниматься благотворительностью не перестал.
При этом Саламат говорит, что есть другая категория нуждающихся, ради которой действительно стоит этим заниматься.
- Бывают люди очень благодарные. У них светятся глаза, и они чуть ли не плачут. Они испытывают искреннюю радость. Им немного стыдно, но они рады, что их заметили и помогли. Когда попадаешь в такую семью, начинаешь загораться. Особенно, когда помогаешь ребёнку. В основном такие эмоции вызывают дети из детских домов. Начинаешь с ним разговаривать, и он открывает тебе свою душу. Начинаешь понимать, как этому ребёнку тяжело. Детдомовские дети самые благодарные. Они начинают искренне привязываться к тебе. Говорят: "Я хотел бы, чтобы ты был моим папой. Почему ты меня не заберёшь отсюда? Меня здесь обижают", – рассказывает Саламат.
При этом инициатор добрых дел, встречаясь с сиротами, заметил одну жуткую тенденцию. Детдомовские дети не хотят брать закрытые свёртки, предпочитая "съедобные дары".
- Дело в том, что к ним приезжает большое количество спонсоров из больших фирм, с богатыми бюджетами, которые дают им в руки пакеты с подарками. При этом какой подарок – не видно. Далее они фотографируются с детьми, устраивают чаепитие, а затем у детей забирают эти свёртки, и спонсоры уезжают! Поэтому, когда ты даёшь такие подарки, они сразу возвращают их. Так и говорят: "Зачем мне это? Вы же всё равно заберёте". Они рады тем подаркам, которые можно съесть либо когда видно, что дают в руки, а не закрытый свёрток. Приходится объяснять, что это действительно подарок, который я не заберу обратно, – говорит актюбинец.
- А почему вы этим занимаетесь? Для чего вам лично это нужно?
- Хочу приучить людей быть неравнодушными. И не за "тухлое" спасибо, а просто делать добро и получать от этого удовольствие. Я в этом плане, как наркоман. Мне приятно, когда на меня смотрят дети, как на супергероя, благодарными глазами. Это ни с чем не сравнимое удовольствие. Настоящий кайф, – говорит Саламат.
- Сейчас много таких благотворительных проектов. Как ты думаешь, для чего их создают, это искреннее желание помочь?
- Около 70-80% благотворительности, которая у нас в городе осуществляется, – это обычная показуха. Это делается для того, чтобы деньги заработать и авторитет. И отмывание денег. Тебе дают одну сумму, часть денег отдаётся по назначению, а часть – кому-то в карман. Потому что это никак не проверишь. А те, кто действительно от души помогают, не хотят афишировать свою деятельность. В моём кругу есть полсотни таких людей. Они постоянно помогают, но нигде не "светятся". Некоторые говорят, что им это просто нравится. Считают, что будут за это вознаграждены свыше, – считает молодой меценат.
Женскими руками
Полгода в городе действуют два так называемых магазина добрых дел: на рынках "Шыгыс" и "Алтай". Это точки, где нуждающиеся семьи могут бесплатно одеться. Вещи сюда сдают обычные горожане, так сказать, собирают всем миром. В том числе в школах и других учреждениях. За шесть месяцев в этих бутиках получили вещи почти четыре тысячи человек! Цифра впечатляет.
Организатором этой сети выступил местный филиал Ассоциации деловых женщин.
- Идею подал аким Актюбинской области. Мы её подхватили. Связались с Усть-Каменогорском, Балхашом, Семеем, где такие точки уже действуют, проконсультировались и открылись. Руководство двух рынков пошло навстречу: предоставили бесплатно бутики. Далее мы связались с городским отделом занятости и социальных программ и запросили списки нуждающихся. На этом этапе поняли, что нам нужно определиться с критериями: кому именно оказывать помощь. Было решено остановиться на многодетных семьях, семьях инвалидов и на одиноких пенсионерах. Мы подумали, что именно этим горожанам особенно нужна помощь. Одеть сразу пять-шесть детей действительно сложно. Тяжело выживать и тем, у кого ребёнок инвалид. Одиноким старикам тоже зачастую не хватает средств. Сейчас даже нормально зарабатывающим людям тяжело. Кризис, девальвация, – всё это, конечно, сказывается, – говорит председатель АФ Ассоциации деловых женщин Гульшат Масалимова.
Такая благотворительность оказалась делом хлопотным. Вещи нужно собрать, сами бутики и товар содержать в чистоте, выплачивать зарплату продавцам. Да и люди, которым оказывают помощь, бывают разные. Могут и претензии предъявить, ругаться и скандалить. Однако дело того стоит. Магазины оказались востребованными. Уже в первый день наблюдался ажиотаж. Очереди здесь собираются и по сей день.
Чтобы наладить это дело, почти пять десятков женщин, которые входят в ассоциацию, едва не сбились с ног. Здесь говорят, что ими двигало неравнодушие.
- Мы все мамы, все жительницы этого города. Когда видишь, что твой ребёнок одет, а чей-то нет, меня лично это задевает. Я вот как-то смотрю, пришёл мальчишка, ищет спортивную форму. Говорю нашим, давайте поищем ему, видно, что ему это очень нужно. Представьте, все на физкультуре в форме, а он нет. Он же не виноват, что родители не могут обеспечить. Он живёт в нашей стране, и мы должны ему помочь. То есть в этот момент движет неравнодушие к чужой ситуации, любовь к людям. У нас все женщины неравнодушные. И таких неравнодушных людей сейчас много. Некоторые даже новые вещи покупают и приносят. Неправда, что добрых людей нет. Нам ведь приносят вещи. Хоть мы и не давали специально рекламу и объявления. Узнают посредством так называемого сарафанного радио, – говорит Гульшат Масалимова.
Кстати, отзывчивых людей много и среди тех, кто сам приходит за помощью. В отделах рассказывают, что некоторые, прежде чем взять вещи, сами приносят то, что у них есть. Говорят, что ребёнок уже вырос из этих вещей, поэтому хотят передать другим.
Те же, кто уже обращался в такие отделы, остались довольны.
- Мне знакомые об этом рассказали. Это очень хорошо для тех, у кого много детей. У меня самой, например, четверо. И живём на одну зарплату. Пришла посмотреть: может, подберу что-нибудь для своих. Дети ещё маленькие. Старший – в пятом классе. Муж зарабатывает 70 тысяч. Конечно, проблема одеть детей. Сейчас прошлась по платным бутикам, там такие цены! – рассказывает жительница Актобе Жанна.
- А я внукам своим подбираю одежду. Считаю, что такие магазины – очень нужное дело. Часто же бывает – вещи остаются. Дети вырастают, выкидывать жалко. А кому-то пригодятся. Пришла сюда, сдала. Очень удобно. Мне племянница об этом рассказала, и вот я пришла. Вещи нормальные, хорошие, носить детям можно, – говорит пенсионерка Гульсум-апа.
- Много людей приходит. Многие делятся своими проблемами, плачут. Оставляют отзывы в "Книге жалоб и предложений". В основном это благодарности, – рассказывают продавцы отделов.
Такое хобби – помогать людям
В городе есть и "меценаты-одиночки". К таким людям можно отнести актюбинку Ольгу Дмитрюк. Одно время у женщины появилось необычное хобби: она собирала вещи, которые отдавали добрые люди, перебирала их, приводила в порядок и отдавала нуждающимся. На вопрос: зачем ей это было нужно, – женщина отвечает, что когда она сама была в затруднительном положении, ей также помогли отзывчивые актюбинцы. Сейчас Ольга – активная участница групп, которые занимаются благотворительностью.
- В основном помогаем семьям, у кого детки больны. Сейчас вот подарки собираем и игрушки. Будем поздравлять детей. Мне нравится помогать людям. Сейчас, по-моему, стало ещё больше добрых людей. Некоторые слишком заняты суетой, беготнёй, что отнимает много времени, но сами не прочь помочь. Многие стали верующими, поэтому помогают. Считают, что это на небесах увидят – и вернётся им добро. Многие просто от души помогают. Готовы последнее отдать. И в основном это небогатые люди, обычные горожане, – рассказывает Ольга.
Людей делает добрее экономический кризис
Психолог Шолпан Кабдрахманова полагает, что чем тяжелее ситуация, тем добрее люди.
- Когда люди попадают в тяжёлые жизненные обстоятельства, они становятся чувствительнее, начинают переживать по-настоящему, иначе чувствовать реальность, сочувствовать и замечать нужды других. То есть трудности людей объединяют: в таких жизненных обстоятельствах, как правило, все собираются вместе. Особенно это было заметно в маленьких деревнях, где все друг друга знали. Люди держались друг за друга, потому что так было безопаснее, так они справлялись с тревогами, со своими страхами и неудачами. Приходили первыми на помощь, когда в какой-то семье что-то случалось. Так было всегда в те периоды, когда жилось трудно. В такие времена люди начинают нуждаться друг в друге, ищут поддержку у тех, кто рядом. То есть всегда в трудных ситуациях, предполагаются именно такие чувства: обратиться за помощью, ждать помощи и дать эту помощь. Потому что, если ты помогаешь, то и тебе не откажут. Это естественная реакция человека. В благополучные времена это не проявляется. Почему, например, в материально-благополучных европейских странах, таких как Германия и другие, люди могут рядом жить и не знать друг друга. У них можно прийти в гости только по звонку, у них просто немыслимо занять у кого-то деньги. Потому что они всегда жили благополучно, у них не было материальных трудностей, с которыми сталкиваемся мы. Поэтому в такие тяжёлые в экономическом плане времена да и в любых других трудных обстоятельствах люди начинают поддерживать друг друга. Это естественная реакция человека, – поясняет профессиональный актюбинский психолог Шолпан Кабдрахманова.