Беда не приходит одна: пока половодьем топит север страны, на юге горят особо охраняемые леса
В минувшие выходные в нижней дельте реки Или полыхало сразу несколько тугайных пожаров. Тугаи – это разновидность густой растительности вдоль берегов рек в полупустынной и пустынной зонах Центральной Азии. Деревья в пустыне, как правило, не растут. Единственное растение древесного типа, способное существовать на песке или в солончаках – это саксаул. В нашей стране площадь саксауловых лесов составляет около 15 миллионов гектаров, и они особо охраняются государством – это самая ценная часть государственного лесного фонда.
В тугайных же лесах растительность смешанная. Расположены тугаи в основном в Семиречье – обширной местности к югу от озера Балхаш. Там, где больше воды, больше и растительности. Соответственно, леса обширнее в поймах крупных рек – Или, Каратал, Лепсы, Тентек. Или (кит. 伊犁河) считается самой крупной и протяжённой рекой – ее казахстанский отрезок составляет 815 километров. Дельта делится на две части: верхняя находится выше Капчагайского водохранилища и тянется до границы с Китаем (СУАР), а нижняя начинается от Капчагайской ГЭС и заканчивается на южном побережье Балхаша.
Биологическое разнообразие в тугайных лесах богатое. Из деревьев здесь самыми распространёнными считаются лох узколистный (лат. Elaeágnus angustifólia), туранский тополь, различные виды ивы. Из кустарников – в основном чингиль и тамарикс. Деревья и кустарники образуют симбиоз, что делает тугаи чем-то похожими на южноафриканский буш – растительность настолько плотная, что пройти через неё, не прорубая дорогу, практически невозможно – своего рода джунгли. Нетрудно догадаться, что происходит, когда всё это загорается.
Loading...
Растительность полупустыни обладает свойством накапливать эфирные масла в огромной концентрации. Весной, когда сходит снег, прошлогодняя трава очень быстро подсыхает на солнце. В комплексе получается практически идеальный горючий материал. На видео – десятиметровое дерево сгорает за 40 секунд.
Тугаи – родной дом для множества видов животных. Кабаны, косули, зайцы, из птиц – фазаны, каменные куропатки. Встречаются хищники – камышовые коты, волки, шакалы, лисы, хищные птицы. Есть виды, занесённые в Красную книгу. При пожаре часть обитателей речного леса гибнет. Дым дезориентирует живность, а некоторая её часть не справляется с огромной концентрацией углекислого газа и ядовитых продуктов горения в воздухе.
Что же произошло в конце прошедшей недели? В нижней дельте Или 15 сельских округов и несколько десятков крестьянских хозяйств. В руководстве “Казавиалесоохраны” утверждают, что местное население берёт в аренду земли и совершенно не следит за пожарной безопасностью на этой территории. Все пожары здесь происходят по вине местного населения.
- В Балхашском районе сегодня очень высокий класс пожарной опасности – 4-й, предпоследний, – рассказывает Бауржан Тулепбергенов, летчик-наблюдатель Алматинского авиаотделения “Казавиалесоохраны”. – 20 апреля ночью возник пожар, его потушили силами местного лесхоза. Однако на следующий день утром кто-то опять поджёг тугаи. Мы оказали содействие, задействовали вертолёт, десантников.
4-й класс пожарной опасности предполагает авиационное патрулирование территории 2 раза в день. В Балхашском районе Алматинской области этим занимаются лётчики компании Aeroprakt.kz, которая работает по заданию “Казавиалесоохраны” и специализируется на малой авиации. На патрулирование обычно вылетают два человека – пилот и летчик-наблюдатель. В особых случаях на борту находятся сотрудники местных лесхозов, представители правоохранительных органов и т.п.
Для противопожарного мониторинга выделен легкий вертолёт Eurocopter Bo-105 и 4-местный самолёт Partenavia P.68. К месту пожара мы летим втроём – пилот Сергей Фаст (экс-майор казахстанских ВВС), летчик-наблюдатель Бауржан Тулепбергенов и автор этих строк. От аэродрома в посёлке Бакбакты до Аралтюбе 154 километра – через полчаса мы уже на месте.
Вначале Сергей поднимается на большую высоту, чтобы оценить масштабы бедствия. Затем аккуратно делает несколько кругов совсем близко к пожару, стараясь не залететь в дым – может произойти помпаж двигателей. Вертолет ощутимо подбрасывает в воздухе из-за сильного порывистого ветра и теплового следа от пожара. Сделав несколько снимков сверху, я попросил ребят подсесть где-нибудь поближе к огню, чтобы снять пожар с близкого расстояния.
Loading...
В результате мне пришлось почти два часа дышать едким дымом и один раз спасаться бегством – жар был невыносимый, а когда огонь охватывал очередное дерево или кустарник, из пламени в разные стороны разлетались раскалённые угольки. Они прожгли мне несколько дырок – в куртке, в ремешке фотокамеры и в чехле от штатива. В качестве утешительного приза стихия подарила эффектные кадры.
В разгар работы подошёл мужик, местный фермер, представился Юрием. Вместе с сыном Павлом они содержат крестьянское хозяйство – разводят скот. В хозяйстве около 80 голов крупного рогатого скота. Юрий очень переживал, что огонь переметнётся на его территорию. Родом фермер из посёлка Куйган на Балхаше, в дельте Или прожил всю жизнь, 20 лет отработал в местном лесхозе.
Пожар разгорелся на острове – так здесь называют обширный кусок земли, который находится между двух протоков Или. По словам Юрия, горят тугаи каждый год. Поджигают местные жители, чтобы расчистить территорию под пастбища, но возгорание мгновенно выходит из-под контроля из-за сильного ветра, который в этих местах очень переменчив. В результате огонь в большинстве случаев наказывает самих пироманов: гибнет скот, который не может выбраться, задыхается в дыму и сгорает. Но самое страшное, рассказывает Юрий, это наблюдать, как из огня свечкой вылетают горящие птицы и тут же падают вниз. Зрелище абсолютно апокалиптическое.
Тем временем вертолёт работает на пожаре. На место уже доставлены десантники “Казавиалесоохраны” . Они пытаются локализовать распространение огня с помощью ранцевых огнетушителей. В ранцах 20 литров воды.
Это устройство при таких пожарах выглядит каким-то несерьёзным, но на самом деле оказывается на удивление чрезвычайно эффективным. Полностью потушить огонь, конечно же, с ним невозможно, но остановить полосу распространения пожара с помощью водяной завесы вполне под силу небольшой группе специалистов.
Работать в таких условиях крайне тяжело, а снимать практически невозможно. Я сделал несколько кадров, а потом глаза стало невозможно открыть из-за очень едкого дыма. Сильно закружилась голова. Ребята в таких случаях поливают друг друга из ранцевых огнетушителей.
С пожаром справились, но только к концу дня. На борьбу с огнем были брошены все силы и средства, которые есть у местного населения и лесхоза.
- Сельхозпалы, или так называемые отжиги в апреле-мае запрещены. Сжигать сухую траву надо в феврале-марте, когда огонь можно контролировать. В мае сухо и дуют сильные ветра. В считанные часы пожар может поразить территорию государственного лесного фонда, – говорит летчик-наблюдатель Алматинского авиаотделения “Казавиалесоохраны” Бауржан Тулепбергенов.
Loading...
С помощью огня местное население пытается решить насущные проблемы и зачастую само же от огня и страдает. Вот так же в 2005 году в этих местах пожар, возникший в четырёх крестьянских хозяйствах, привел к гибели 230 домашних животных. Ветер раздул огонь на площади в 1 тысячу гектаров.
- Расчистка территории под пастбища – это единственная цель поджигателей, Бауржан?
- Нет, есть ещё причины. Одна из них – это незаконный дровяной бизнес.
- Как это?
- Здесь растут деревья. Они нормальные, здоровые. Но если прихватил огонь – дереву конец: сгорает кора, дерево сохнет. Потом лесхоз расчищает территории от сгоревших стволов. Оставлять их нельзя, может возникнуть вторичный пожар или какая-то лесопатология – вредители могут появиться и прочее. Лесхоз своими силами расчищает территорию, а потом продаёт спиленные деревья на дрова. Поджигатели их покупают и перепродают. Ещё пожары устраивают для того, чтобы защитить скот от волков.
- Что?!!
- Вот так объясняют. В зарослях прячутся волки, которые нападают на скот. Если заросли сжечь, волков не будет.
И за это варварское уничтожение биоресурсов страны законодательством предусмотрены всего лишь относительно небольшие штрафы. Уголовное дело – только за саксаул. Если поджигателя ловят, то документы оформляет лесхоз, а затем передаёт их в местное отделение полиции, полиция – в суд.
Земля выдана арендаторам в пользование на 49 лет. Дерево растёт чуть быстрее. То есть если ситуация не изменится, то в дельте Или просто не останется тугайных лесов.
На следующее утро мы ещё раз облетели зону пожара, чтобы оценить обстановку. Взору предстало жутковатое зрелище. Такое ощущение, что землю внизу выжгли напалмом. В некоторых местах головёшки еще дымились, и это при том, что всю ночь в регионе шёл дождь.
Loading...
Общая площадь пожара составила 70 гектаров. На территории государственного лесного фонда огонь полностью уничтожил 3 гектара тугайного леса. Пожароопасный сезон у “Казавиалесоохраны” открылся 10 апреля. И его первые две недели стали очень горячими в буквальном смысле.