Алматы – лидер страны по количеству аварий на дорогах. Городские власти решили изменить ситуацию и разработали концепт нулевой смертности на дорогах Vision Zero Almaty – проект до 2021 года. Проект презентовали общественному совету мегаполиса, оценку он пока не получил и ещё не утверждён. Мы рассказываем о том, что запланировали городские власти для сокращения смертности на дорогах.

Что такое Vision Zero?

Стратегия Vision Zero была придумана в Швеции в конце 90-х. Тогда на дорогах этой страны в год гибли по 500 человек, то есть на 1 млн человек приходилось 60 погибших в ДТП. Чтобы уменьшить количество серьёзных аварий, шведы пытались строить магистральные дороги, увещевали водителей и увеличивали штрафы, но ничего не помогло. В итоге они решили менять транспортную инфраструктуру и уменьшать скорость движения.

О принципах Vision Zero в июне 2018 года телеканалу "Настоящее время" рассказал специалист по безопасности из Транспортной администрации Швеции Маттса-Оке Белина:

"Vision Zero – это изменение подхода к вопросу дорожной безопасности. Все люди – водители и пешеходы делают ошибки. Есть разные люди, которые совершают самые идиотские поступки на дорогах и улицах. Поэтому ответственность за безопасность на дорогах автоматически ложится на нас, создателей дорожной системы".


Дорога "2+1" в Швеции / Фото currenttime.tv

В Швеции где-то вместо двухполосных дорог появились дороги с двумя полосами в одном направлении, а в другом месте – одна полоса, круговые перекрёстки и металлические канаты вместо отбойников на дороге.

"Если бы вы посмотрели на наш город (главный офис Транспортной администрации находится в городе Бурленге) в 90-х годах, то увидели бы очень много светофоров, обычных переходов с зеброй, а также разрешённую скорость в 50 км/час. Сейчас ситуация изменилась: у нас много круговых перекрёстков и искусственных преград для снижения скорости (они построены по принципу "лежачего полицейского", но довольно мягкого для автомобиля). При этом во многих местах ограничение скорости сегодня составляет 30 км/ч", – рассказал Маттса-Оке Белина.

Loading...

30 км/час по городу – слишком низкая скорость, считают многие автомобилисты. Вот что говорит таким водителям специалист по безопасности из Транспортной администрации Швеции:

"Если вы незащищённый участник дорожного движения, например пешеход или велосипедист, и вас сбивает машина на скорости 50 км/час, то риск погибнуть у вас около 80%. Но если скорость автомобиля составляет всего 30 км/час – шансы погибнуть у вас менее 10%. Когда в конце 90-х годов мы начали объяснять это инженерам-дорожникам по всей стране, это было для них открытием".

После внедрения системы Vizion Zero в Швеции на дорогах не перестали гибнуть люди, но количество жертв сократилось в три раза – до 253 погибших в год по всей стране. В среднем это 25 человек на миллион, и это самые низкие цифры в Европейском союзе.


Металлические канаты вместо отбойников на дороге в Швеции / Фото currenttime.tv

Стратегию Vision Zero успешно применили власти Нью-Йорка, Сан-Франциско, Лондона, Ванкувера, Минска. Более того, в 2010 году Генеральная Ассамблея ООН создала план по обеспечению безопасности, основными принципами которой стала эта программа.

Почему в Алматы решили принять программу Vision Zero?

Аким Алматы Бауыржан Байбек поручил разработать программу дорожной безопасности Vision Zero в середине января этого года.

Читайте также: Акимы Астаны и Алматы провели отчётные встречи перед населением в один день. Полный текст

"Для достижения нулевого уровня смертности и травматизма на дорогах в этом году стартует программа дорожной безопасности Vision Zero. Она решает сразу комплекс задач – от снижения скоростного режима и медицинского ухода после ДТП до создания искусственных неровностей и других ландшафтных и инженерных решений, призванных вынуждать водителя снижать скорость", – сказал в феврале на отчётной встрече с населением Бауыржан Байбек.



"В 2018 году на дорогах Алматы было 133 смертельных исхода, 5200 человек получили травмы. С 2016 года общая тенденция гибели на дорогах города снижается. За 5 лет смертность детей и подростков до 16 лет снизилось с 12 до 8 человек. По итогам 2018 года на дорогах Алматы зарегистрировано 4498 ДТП", – рассказал заместитель директора департамента развития транспортной инфраструктуры ТОО "Алматыэлектотранс" Олжас Баймаганбетов.

Самые аварийные перекрёстки Алматы определены:

  • Толе би – Утеген батыра: 22 ДТП, погибших – 1, пострадавших – 21;
  • ул.Толе би – Момышулы: 18 ДТП, погибших – 1, пострадавших – 17;
  • Райымбека – Емцова: 15 ДТП, погибших – 2, пострадавших – 13;
  • Толе би – Тлендиева: 14 ДТП, погибших – 1, пострадавших – 15;
  • Абая – Сейфуллина: 12 ДТП, погибших – 3, пострадавших – 14.

ДТП с участием пешеходов чаще всего происходят после 16.00, а в пятницу – с 10.00 до 20.00.

Рабочая группа по разработке Дорожной карты для концепции Vision Zero была создана 19 февраля. В неё вошли представители полиции, акимата и ряд общественных деятелей, среди которых менеджер завершённого проекта программы развития ООН в РК "Устойчивый транспорт города Алматы" Елена Ерзакович, блогер, руководитель частного фонда "Дети под защитой" Жанна Ахметова, архитекторы Давид Камински, Адильжан Псяев и другие.

"Нас на разработку Дорожной карты подтолкнула статистика ДТП. Мы будем продолжать работу над освещением нерегулируемых пешеходных переходов, обустройством регулируемых пешеходных переходов. Такие мероприятия будут проводиться структурированно под эгидой Vision Zero", – рассказал замглавы управления городской мобильности Ернур Абжахан.

Vision Zero Almaty: снижение скорости в городе, строительство искусственных барьеров для проезда автомобилей

По словам Олжаса Баймаганбетова, Дорожная карта по стратегии Vision Zero состоит из 6 разделов и 50 пунктов.

1. Дизайн уличной и дорожной среды.

  • Ограничение скорости.

"Скорость планируем снизить по всему периметру исторического центра города в квадрате Достык – Абая – Муканова – Толе би. Сейчас там 60 км/час и только по Курмангазы и Шевченко – по 40 км/час. План работы на этот год ещё не готов. Решение будет принято коллегиально", – рассказал начальник управления административной полиции ДП Алматы Жандос Мураталиев.

  • Строительство новых велодорожек.
По проекту, если он получит одобрение, на новых велодорожках и на уже существующих установят барьеры, отделяющие их от проезжей части. Появятся новые велопарковки и пит-стопы.
  • Обустройство новых комфортных зон для пешеходов. Увеличение числа пешеходных улиц.
  • Введение новых архитектурных решений, позволяющих обезопасить перекрёстки и улицы на дорогах, где запланирован средний ремонт.
  • Проектировка и строительство дорожной инфраструктуры с учётом принципов "Комфортный Алматы", ориентированного на пешехода.
  • Разработка стратегии развития городских парковок. Приведение в порядок парковок и снижение количества барьеров для пешеходов.
  • Внедрение одностороннего движения.

"Это всё мы внедряем на основе математического моделирования транспортного потока. По заказу администратора программы производим исследования того, как изменится в дальнейшем ситуация с транспортным движением. Рассматриваем организацию одностороннего движения в историческом центре города в квадрате Достык – Абая – Муканова – Толе би (не только на тех улицах, где уже есть одностороннее дивжение, но и на ряде других. – Авт.). Помимо этого, предлагаем обсудить внедрение одностороннего движения по улицам Байзакова и Муканова, Шашкина и Маркова. Решение о смене направлений по улицам Желтоксан и Наурызбай батыра ещё окончательно не принято", – пояснил Жандос Мураталиев.

  • Реализация архитектурных решений для успокоения движения.
Она подразумевает внедрение горловин, шлюзов, остановочных выступов, искусственных неровностей, боллардов, выступов тротуаров.
  • Сокращение количества отвлекающих и ослепляющих реклам, LED-экранов.
  • Создание новых пешеходных переходов и максимально безопасной среды для пешеходов во время проведения строительно-ремонтных работ.

2. Защита пешеходов.

  • Строительство островков безопасности, антикарманов, тротуарных выступов и неровностей на пешеходных переходах.

"Будут обустроены трапециевидные широкие "лежачие полицейские", островки безопасности на перекрёстках и на самих переходах – там, где проезжая часть размером более четырёх полос движения", – рассказал замглавы управления городской мобильности Алматы Ернур Абжахан.


Пешеходный переход в Минске / Фото udf.by

  • Санитарная обрезка деревьев – чтобы водитель лучше видел людей и дорожные знаки.
  • Оснащение пешеходных переходов системами видеонаблюдения, светофорами, освещением.
  • Создание свободных от транспорта зон возле соцобъектов по принципу "Комфортный Алматы".

3. Интеллектуальное управление транспортной системой.

  • Внедрение электронной системы мониторинга и прогнозирования дорожного движения.

4. Внедрение международного опыта. Это изменение законодательства в сфере регулирования дорожного движения в соответствии с Vision Zero.

5. Общественный транспорт.

  • Расширение полосы для общественного транспорта до 3 м за счёт сужения полос для частных авто до 2,7 м.
  • Пересмотр схемы маршрутов общественного транспорта с учётом пассажиропотока.
  • Увеличение количества остановок.
  • Увеличение выделенных полос для общественного транспорта.
  • Установка электронных табло на остановках.
  • Автоматизация медосмотра водителей общественного транспорта.

6. Организационные меры. Это контроль за исполнением мероприятий, отчёты – как будут вносить изменения и дополнения в данную Дорожную карту.

Олжас Баймаганбетов сказал, что Дорожная карта утверждается распоряжением акима Алматы.

В 2019 году благодаря запуску программы власти планируют уменьшить долю погибших в ДТП по сравнению с 2018 годом на 25%, в 2020-м – на 35%, а в 2021 году на 55%.