В эксклюзивном интервью Алексей Ни обратился ко всем казахстанцам, которые сейчас переживают за штангистов-чемпионов, с просьбой адекватно воспринимать всю эту историю с допинг-скандалом, в котором оказались замешаны Илья Ильин, Зульфия Чиншанло, Майя Манеза и Светлана Подобедова.

"Это не простые, не случайные люди, они – чемпионы, рекордсмены мира. И они ели эту дрянь, что ли? Это абсурд. Никто так не рисковал бы своим именем, своей страной", – заявил Алексей Ни.

– Перепроверка допинг-пробы у Ильи Ильина дала положительный результат. Согласно информации Международной федерации атлетики, спортсмен употреблял станозолол. А вы сами верите в это?

Ильин не принимал этот препарат. Он не до такой степени дурак, чтобы принимать станозолол, который ещё в 90-х годах внесли в список запрещённых. Его же элементарно находят, и поэтому принимать его – это самоубийство. Если бы он применил его, то нашли бы в Пекине, и в Лондоне обнаружили бы. Почему станозолол тогда не нашли? Он настолько серьёзный, что его бы сразу нашли.

– Вас удивляет то, что всё это время пробы тяжелоатлетов были чистыми, и вдруг обнаружилось такое тяжёлое вещество, как станозолол?

– На протяжении восьми лет Илья сдавал допинг-тесты, и девочки сдавали. На всех чемпионатах мира, на Азиатских играх. В разных лабораториях мира сдавали допинг-контроль. Даже в Пекине, мы только с трапа самолёта сошли, у Ильина взяли пробы, перед соревнованием в 6 утра пришли, взяли, на соревнованиях брали. Там жёстко всё было в Пекине. И в Лондоне точно так же. Не обнаружили ничего. В течение восьми лет ни разу нигде не обнаружили, хотя берут у них пробы каждый месяц везде. Около 200 допинг-тестов за всё это время сдали!

– И вдруг проба восьмилетней давности оказывается "грязной"…

– У меня вообще очень много вопросов к этой швейцарской лаборатории, в которой "обнаружили" запрещённые субстанции. Получается, она дискредитирует работу сильнейших лабораторий Лондона, Пекина, Кёльна, в которых все пробы моих ребят были отрицательными. Больше всего меня возмущает то, что нас лишили шанса лично присутствовать при вскрытии той же самой пробы "Б".

– Это каким образом?

– Нам сообщили, когда будут вскрывать пробу "Б", всего за 10 дней до этого. Спортсмены и тренеры имеют полное право лично присутствовать при этом. Но нам сообщили, что их не волнует, успеем ли мы прилететь в Лозанну на вскрытие или не успеем – это всё равно произойдёт, и результат будет объявлен. Даже без нашего участия. Но это же нереально – за 10 дней открыть визу, чтобы полететь в Швейцарию! Мы попросили приглашение, а его прислали за 3 дня до вскрытия пробы "Б"!

– То есть это говорит либо о плохой организованности, либо…

– Это делается специально, чтобы уничтожить моих ребят. Вы поймите, Илья Ильин – такой пацан, который рождается раз в 100 лет! Не только в Казахстане, но и в мире. Таких штангистов не было, и я не знаю, будут ли они ещё. Через меня много спортсменов прошло, но таких вундеркиндов у меня не было!

Илью Ильина можно сравнить с Моцартом. Ильин такой же талантище в тяжёлой атлетике, как и Моцарт в истории классической музыки. А они берут и губят его.

– Вы считаете, что это намеренная попытка ослабить сборную тяжелоатлетов перед Олимпиадой в Рио?

– У меня есть такая уверенность. Самое важное, что нам не дают шансов на защиту. Дата дисциплинарной комиссии МОК до сих пор не назначена. На этой комиссии должны решить, допустят наших ребят до Олимпиады в Рио или нет. После этого у нас есть 20 дней, чтобы подать апелляцию. Но уже 18 июля мы должны подать финальную заявку, озвучив состав сборной на Играх-2016. Всё это искусственно затягивается… Пробы ведь можно было вскрыть и в январе, допустим. Но это сделали всего за два месяца до начала Олимпийских игр. И я считаю, что это сделано специально для того, чтобы не было времени подать апелляцию в спортивно-арбитражный суд, нанять адвокатов, чтобы выиграть это дело. Чтобы не было элементарно времени.

– Получается, если не удастся доказать невиновность спортсменов, то их ждёт двойное наказание: наших тяжелоатлетов лишат олимпийских наград и званий да ещё и дисквалифицируют.

– Я тоже не понимаю этого. Ну, хорошо, отдадим мы эти медали. Но почему не дают выступить в Рио? Ведь собираются дважды расстрелять. Допустим, дисквалификация в два года. Пекин был в 2012 году. Если они утверждают, что пробы 2012 года были "грязными", то к 2014 году Ильин должен был уже "отсидеть" этот срок. А они срок дисквалификации начинают отсчитывать со дня заседания дисциплинарной комиссии…

– Но с допингом борются уже давно и очень жёстко наказывают тех, кто попался на этом…

– Конечно, однозначно надо контролировать применение допинга. Но делать надо это до соревнований, во время соревнований и после тоже. Но не через четыре года и не через восемь лет. На Олимпиадах всегда проверяют спортсменов, и в течение 48 часов объявляется результат. Если что не так, то отбирают медаль и аннулируют результат. Я сам был этому свидетелем. Но чтобы через четыре года – это нонсенс вообще.

– Но по новым правилам WADA 10 лет должна храниться проба…

– Какое они имеют право вводить такие правила? Это же надо согласовывать со всеми странами – участниками Олимпийских игр. Олимпийские игры кто делает? Спортсмены, представители стран. Участвуют 200 с лишним стран. Почему какие-то организации берут и ставят свои правила? Правила не для всех, а для спортсменов отдельно взятых и отдельно взятых конкретных стран. Если делаете правила, то делайте для всех, а не для некоторых стран, которые неугодны по каким-то политическим или другим соображениям. Поэтому меня это возмущает. Меня возмущает беспрецедентная несправедливость. Потому что берут именно те страны, которые по каким-то критериям не подходят, не нравятся какой-то группе стран.

– Но вы наверняка готовы к любому исходу событий. Что будет, если сборная РК останется всё же без четверых сильнейших тяжелоатлетов?

– Насколько мне известно, руководство Федерации тяжёлой атлетики Казахстана уже нашло адвокатов, которые будут опротестовывать решение дисциплинарного комитета МОК. Но в любом случае у меня есть два варианта. Мы сделаем корректировку состава. Если олимпийских чемпионов не удастся защитить, и если их не допустят к участию в Играх-2016, то, значит, будем работать по варианту "Б". Повёзём второй состав. Кого именно, пока не скажу.