Акимат Алматы предлагает потенциальным инвесторам господдержку в обмен на капиталовложения
Всем приходится периодически пересматривать свой бюджет и перекраивать в сторону уменьшения многие статьи расходов. В итоге нереализованной остаётся множество интересных идей, планов и проектов. Но если простой обыватель может потерпеть до лучших времён, то предприниматели и чиновники – нет. Им необходимо постоянно искать инвесторов: одним – чтобы увеличить объёмы своего производства, другим – чтобы реализовать различные госпрограммы.
Лучше всего это получается у руководителей организаций и предприятий. Они самостоятельно находят новых бизнес-партнёров, не дожидаясь помощи госорганов. Так, по данным Департамента статистики Алматы, 67,8% от общего объёма инвестиций в южной столице сегодня приходится на частные средства и лишь 32,2% на бюджетные. При этом 10,6% от общего объёма вложений в основной капитал составляют внешние, то есть зарубежные инвестиции. Концентрируются они в основном в наиболее доходных и быстро окупаемых сферах деятельности, таких, как транспорт и связь, торговля и индустрия развлечений.
Корреспондент informburo.kz решила выяснить, как чиновники занимаются сегодня поисками новых инвесторов.
Диалоговая площадка
По словам руководителя отдела внешнеэкономической деятельности управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Алматы Жибек Нуртановой, большие надежды чиновники сегодня возлагают на Совет по привлечению инвесторов и Центр обслуживания инвесторов.
"Совет был образован буквально на днях по поручению Главы государства, – рассказывает Жибек Нуртанова. – Этот консультативно-совещательный орган занимается разработкой рекомендаций и предложений по вопросам улучшения инвестиционного климата в Алматы, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику города и реализации инвестпроектов. А Центр обслуживания инвесторов работает в Алматы с 2013 года. Он непосредственно занимается поиском и обслуживанием инвесторов по принципу "одного окна". К тому же сотрудники Центра проводят и так называемый постинвестиционный мониторинг, чтобы узнать, какие проблемы и административные барьеры мешают предпринимателям успешно вести бизнес, и помочь в их решении".
Всего по замыслу городского акимата в текущем году планируется привлечь 30 новых инвесторов. Однако что получится в реальности – покажет время. Хотя в прошлом году чиновники успешно справились с такой задачей: инвесторы вложили свыше 500 миллиардов тенге в реализацию различных проектов.
Однако всегда следует помнить, что время корректирует приоритеты. Ещё несколько лет тому назад инвесторы предпочитали вкладывать свои средства в проекты по развитию энергетики, в строительство паркингов в центре города и различных объектов в присоединённых к Алматы районах. Теперь городские власти помимо инфраструктурных проектов предлагают им реализовывать проекты, направленные на импортозамещение. А это требует колоссальных денежных средств. Вот потенциальные партнёры и обдумывают предложения акимата со всеми его плюсами и минусами.
С одной стороны акимат не собирается выделять бюджетные деньги для инвестиционных проектов в качестве дотаций или субсидий. Льготного банковского кредитования отдельно для инвестпроектов тоже не предусмотрено. Всё будет реализовываться исключительно за счёт личных средств инвесторов. С другой стороны, чиновники обязуются оказывать им господдержку согласно нормам Предпринимательского кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2016 года. Для всех инвесторов – и казахстанских, и зарубежных – предлагаются одинаковые условия господдержки.
"Для того чтобы получить государственную поддержку, инвесторы заключают инвестиционный контракт с уполномоченным органом – Министерством по инвестициям и развитию, – рассказывает Жибек Нуртанова. – При этом они могут рассчитывать на ряд льгот. Например, на получение натурных грантов. Это когда инвестору на период реализации проекта передаётся в безвозмездное пользование госимущество. И если проект окажется успешным, то это госимущество может перейти в его собственность. Есть льгота в виде освобождения от таможенных пошлин при импорте оборудования и комплектующих к нему. А вот преференции по налогам предусмотрены только для инвесторов, работающих в приоритетных секторах экономики, это в основном в обрабатывающей промышленности. Также для них предусмотрено субсидирование до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования".
Рост инвестиций в экономику южной столицы в 2015 году относительно уровня 2014 года составил 2,3%. Доля Алматы в общем объёме инвестиций в основной капитал по Республике составляет сегодня 7,8%.
Импортозамещение
По данным Департамента государственных доходов Алматы, за 10 месяцев 2015 года в город было импортировано овощей на общую стоимость 7,6 млн долларов. Только яблок и груш из Китая, Польши и Беларуси закупили на 7,7 млн, а пакистанской картошки – на 1,3 млн.
Оказывается, собственных сил и ресурсов нам не хватает. Фермерские хозяйства Алматинской области не могут прокормить городское население в силу разных обстоятельств.
"В настоящее время нам необходимо дополнительно ещё 100 га тепличных хозяйств и парников, – говорит Жибек Нуртанова. – Поэтому акимат предлагает инвесторам построить их. Если же говорить в целом о проблеме импортозамещения, то мы насчитали 86 товарных групп, которые были импортированы в наибольших объёмах. В результате данного анализа мы разработали перечень из 48 инвестиционных проектов, которые предлагаем реализовать инвесторам".
Большая часть этих проектов относится к обрабатывающей промышленности. Так, например, акимат предлагает новым инвесторам открыть предприятия по производству кожгалантереи, чтобы не завозить ежегодно из Китая, Индии и Франции чемоданы, сумки и школьные ранцы на 42 млн долларов. Ателье и фабрики могли бы шить одежду и обувь, чтобы ежегодно не завозить их тоннами из Турции и Китая на 364 млн долларов.
Куда сложнее решить проблему с импортом лекарств. Своих фармацевтических предприятий у нас катастрофически не хватает, вот и завозим медикаменты в больших объёмах из-за рубежа. Например, за 10 месяцев 2015 года в Алматы было завезено лекарств на 489 миллионов долларов из Германии, Франции, Словении, Индии и России.
Тем не менее, патриоты нашей страны и госслужащие не теряют надежды, что рано или поздно объёмы отечественной продукции превысят объёмы импортируемой.
Промышленность
Кстати, акимату выгодно не только привлекать новых инвесторов, но и добиваться, чтобы действующие инвесторы вкладывали средства в другие сферы производства, не ограничиваясь чем-то одним. Особенно это касается обрабатывающей промышленности и машиностроения. Ведь многие алматинские госпредприятия переживают сегодня не лучшие времена. Объёмы заказов падают, изготовленную продукцию сложно сбывать, а содержать предприятие с огромной инфраструктурой становится накладно. Поэтому многие руководители заводов и фабрик ищут инвесторов, которые могли бы вдохнуть вторую жизнь в их предприятия. Кто-то из директоров работает на долгосрочную перспективу, предлагая новые крупные бизнес-проекты. Кто-то на среднесрочную, рассчитанную на увеличение объёмов продаж. А кто-то довольствуется малым, решая бытовые проблемы вроде передислокации предприятия из города в область.
Сегодня в черте Алматы расположены цеха завода имени Кирова, АЗТМ, вагоноремонтного завода. Содержать огромные площади директорам накладно, вот они и ищут спонсоров, которые помогли бы им перенести производство в Индустриальную зону Алматы, расположенную в пригороде. К примеру, завод имени Кирова располагается на 21 га земли, в самом центре мегаполиса. Руководство хочет перенести его в пригород и разместить на 5 га, открыв новые цеха. Но этот переезд стоит огромных денег, поэтому без привлечения инвесторов не обойтись.
Ну а чтобы загрузить на полную мощность старые городские предприятия, акимат ищет дополнительные заказы в других регионах страны.
PS. Настрой у сотрудников акимата – оптимистичный. Они верят и надеются, что им удастся выполнить поставленные задачи и привлечь к концу года 30 новых инвесторов. Ведь во всех рекламных буклетах указывается, что "инвестиционный климат в Алматы характеризуется как достаточно благоприятный вследствие стабильной общественно-политической и экономической ситуации, устойчивости банковской системы, динамичного развития страховых компаний и уровня сервисных услуг".