Как Индия добивается военного паритета со странами-конкурентами
На днях в индийском городе Бангалор, столице штата Карнатака и центре авиационных и космических технологий крупнейшей страны Южной Азии, завершился авиасалон Aero India-2017. Выставка проходит каждые два года. Сегодня это, пожалуй, единственная в мире выставка, чья тематика полностью посвящена военной авиации.
Приглашение посетить одну из крупнейших выставок аэрокосмической техники в Азии я получил от корпорации "Иркут", так как в последнее время посвятил значительное количество публикаций программе перевооружения Военно-воздушных сил Казахстана, в которой эта корпорация активно участвует. Как известно, наша страна получила из России, с авиазавода в Иркутске шесть новейших многоцелевых истребителей Су-30 СМ (в этом году придёт ещё пара), которые разработаны на базе самолёта Су-30 МКИ – на сегодня самой массовой боевой машины Индии и фактически основы её военно-воздушных сил.
За последние 16 лет страна приобрела 230 машин этого типа, причём контракт предусматривает локализацию производства на территории Индии – сборка осуществляется на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited (НАL). Всего предусмотрена поставка 272 бортов. Безусловно, опыт столь успешного взаимодействия двух совершенно разных стран в сфере военной авиации не может не заинтриговать, и поэтому предложение было с радостью принято.
Когда наши эксперты берутся обсуждать проблемы региональной безопасности, упоминаются главным образом страны Центральной Азии. Однако необходимо учитывать, что взаимоотношения соседей, которые "не через стену, а чуть дальше", также весьма далеки от комплиментарности.
В последнее время в Кашмире регулярно гибнут индийские и пакистанские военнослужащие. Открытым остаётся территориальный спор Индии и Китая, который актуализируется с учётом возросших в последнее время китайских амбиций по возврату утраченных в XX веке земель. Не только буйный Афганистан может преподнести нам сюрпризы в обозримом будущем, и поэтому отгородиться от происходящего в Южной Азии отговорками, что "это далеко, и нас не касается", было бы не совсем правильно.
Индия имеет огромную территорию и обширные водные акватории, которые надо как-то защищать. Причём защищать свой миллиард страна желает не с помощью устаревших, а именно самых современных технологий. Конечно, Индия – страна достаточно богатая и перспективная, но всё же такого взрывного промышленного развития, как, например, в Китае, здесь не наблюдается.
Это и религия, и ментальность местного населения, которое никогда никуда не спешит, и всё же дающее о себе знать колониальное прошлое. Но как же составить военный паритет агрессивным странам-конкурентам? Индийские стратеги здесь пошли по самому короткому пути: привлекать к сотрудничеству всех желающих, не жалеть денег на оборону и покупать прежде всего не готовый продукт, а технологии, путём локализации производства на своей территории.
Проанализировав локальные конфликты последних десятилетий, индийские военные пришли к выводу, что приоритет в развитии вооружённых сил должен быть отдан авиации. Сегодня стране, чтобы стать конкурентоспособной в оборонной сфере, необходимо 42 эскадрильи современных истребителей к началу 2020-х. Причём не старых, прошедших модернизацию, а именно созданных в последние годы с применением самой современной элементной базы. Индийская эскадрилья состоит из 18 машин, которые требуют для обслуживания соответствующее количество лётного и технического персонала. Для сравнения, эскадрилья армий постсоветских стран, в том числе и в Казахстане, формируется из 12 машин по принципу "пара – звено – эскадрилья – полк". В полку 36 машин. У индийцев несколько по-другому, так как у них в авиации нет полка как боевого подразделения.
То, что имеется на сегодня, было показано на авиасалоне в Бангалоре. Проводился он на военно-воздушной базе Yelahanka with an Air Force Station. Это авиационный логистический центр, который специально приспособлен для Aero India. По разным оценкам, в индийских ВВС сегодня 47 эскадрилий боевой авиации, подчиняющихся 38 штабам в шести региональных командованиях. Из старой истребительной и бомбардировочной техники на вооружении состоят модернизированные советские МиГ-21, МиГ-27МЛ, МиГ-27UPG, МиГ-29UPG. Из старых самолётов западных производителей внимание привлекли модернизированные французские Mirage 2000Н, франко-британские Sepecat Jaguar S, в том числе, производимые лицензионно HAL Jaguar IB (IM, IS). Любопытно, что вся старая техника была выставлена в зоне статической экспозиции: эти самолёты не летали.
Наиболее успешным зарубежным взаимодействием по обновлению парка современных истребителей стали контракты с Россией и корпорацией "Иркут". Но речь идёт о Су-30 МКИ – тяжёлой машине, обладающей сверхманевренностью и предназначенной для завоевания господства в воздухе. Далее у индийцев начались сложности, когда речь зашла о более лёгких истребителях.
Вообще, особенность индийских ВВС, да и вообще армии, в том, что здесь эксплуатируется техника совершенно разных стандартов и производителей. По всей видимости, это своего рода задел на будущее, чтобы потом самим строить и эксплуатировать ту технику, которая более всего подходит. Так или иначе, но в 2007 году Индия объявила тендер на поставку среднего истребителя (максимальная взлётная масса до 24,5 тонн), который продолжался почти 10 лет и завершился совсем не с теми результатами, которые предполагались.
Тендер получил название MMRCA (Medium multi-role combat aircraft), а впоследствии пресса окрестила его "праматерью всех тендеров", так как он бесконечно затянулся и в результате стоил Индии огромных, несоразмерных затрат. Фактически тендер был сорван и себя не оправдал. Первоначально MMRCA подразумевал поставку для ВВС Индии 126 средних истребителей на сумму в 10 миллиардов долларов.
По условиям тендера производство машин должно было начаться в Индии с передачей технологий индийской промышленности. В конкурсе участвовали истребители F/A-18E/F Super Hornet и F-16IN Super Viper (США), Gripen NG (Швеция), Eurofighter Typhoon (кооперация стран ЕС) и МиГ-35 (Россия). В январе 2012 года тендер выиграла французская компания Dassault, представив истребитель Rafale. Но итоговая цена на суперсовременные французские самолёты оказалась просто космической. Кроме того, французы отказались собирать самолёты на индийских предприятиях, так как их не устроил уровень технологического оснащения, и качества французские производители не гарантировали.
В результате в начале 2015 года уже Индия отказалась от планировавшейся по результатам тендера MMRCA закупки 126 истребителей Rafale, заявив, что вместо этого купит только 36 таких машин. Причиной отказа называлась высокая конечная стоимость французского самолёта (почти вдвое превысившая исходные ориентиры, заложенные в задании на тендер) и проблемы с передачей Индии ключевых производственных технологий. И эти 36 истребителей обойдутся стране в 8,8 миллиардов долларов, при том что производитель первоначально запросил 12 млрд. Поставки самолётов, полностью собранных во Франции, начнутся в этом году.
36 истребителей – это всего две индийские эскадрильи из тех 42, которые необходимы. Что же дальше? Очевидно, что уже в самое ближайшее время борьба иностранных производителей за индийский рынок боевой авиации вновь обострится, так как скоро будет объявлен новый тендер. На этот раз речь идёт о лёгком истребителе с одним двигателем. Он должен прийти на смену старым советским Миг-21 и Миг-27. В ближайшие пять лет они будут выведены из эксплуатации, и нехватка самолётов в боевых подразделениях составит около 200 бортов. По мнению индийских военных, одномоторные самолёты дешевле и проще в эксплуатации. В качестве первого шага производителям в США, Европе и России уже направлен информационный запрос (RFI).
Ранее предполагалось, что оставшиеся без истребителей подразделения ВВС будут укомплектованы за счёт собственного серийного индийского лёгкого истребителя Tejas ("Бриллиант"), а также истребителя пятого поколения FGFA, который планировалось создать совместно с Россией на базе ПАКФА. Однако перспективы и того и другого проекта пока весьма туманны. Tejas – явно сырая машина, которая требует доводки. А она займёт время. Пока налажено мелкосерийное производство – выпущено не более двух десятков машин, при потребности более двух сотен для ВВС и 40 для флота (есть и корабельная версия самолёта). При этом индийский истребитель активно демонстрировался на авиасалоне, явно не без гордости за отечественный авиапром. О "пятом поколении" индийцы пока только мечтают.
Однако выбор из существующих самолётов иностранных производителей, которые бы удовлетворили индийцев, не так уже и велик. Фактически это всего две платформы: американский F-16IN компании General Dynamics, адаптированный для Индии, и детище шведского концерна SAAB JAS-39 Gripen. Оба истребителя активно демонстрировались на авиасалоне, выполняя по несколько показательных полётов в день. В России серийных одномоторных самолётов нет. Но Объединённая авиастроительная корпорации всё же не отказывается от участия в тендере, учитывая опыт MMRCA и переменчивые настроения долго думающих и взвешивающих все "за" и "против" индийских генералов.
Куда же в итоге склониться чаша весов? F-16, американская машина четвёртого поколения, имеет прекрасную репутацию за свою более чем 40-летнюю историю. Однако сами американцы от неё постепенно отказываются, переходя на истребители пятого поколение F-35 Lightning II. При этом надо учитывать, что срок службы истребителя составляет около 30 лет, и с чем индийцы останутся к 2040-м годам, если американские поставщики не захотят делиться технологиями пятого поколения? Да и стоимость лётного часа F-35 почти в два раз выше, чем у французского Rafale. Получается, что F-16 для Индии может быть только временным вариантом и не представляет интереса с точки зрения передачи технологий.
Что же касается шведского истребителя, то, по мнению экспертов, шансов у него гораздо больше. Это оптимальный вариант лёгкого истребителя, который может выполнять и ударные задачи. Ещё в 1970-х годах индийские военные планировали закупить в Швеции истребитель AJ/JA-37 Viggen, который был предшественником JAS-39 Gripen. Сделку активно лоббировал Раджив Ганди. Но она была блокирована американцами, опасавшимися утечки своих технологий, которые использовались в двигателе самолёта. В результате Индия закупила Sepecat Jaguar. Однако приятные впечатления от шведского продукта у индийцев остались надолго, и теперь у JAS-39 Gripen есть очень серьёзный шанс войти на индийский рынок. Кроме того, двигатель истребителя близок по своим параметрам к силовой установке собственного индийского самолёта HAL Tejas.
Вообще, в ходе авиасалона сложилось впечатление, что в обозримом будущем от огромного и сытного индийского пирога удастся откусить всем. Страна намерена очень активно вооружаться, и денег у неё на это очень много. 14 февраля министр обороны Индии Манохар Паррикар заявил, что страна намерена до 2030 года закупить в общей сложности 400 новых истребителей и от 800 до 1000 вертолётов. Россия уже заключила контракт на поставку 48 транспортных Ми-17 V5. Готовится сделка на модернизацию существующего парка истребителей Су-30 МКИ, которая будет стоить 7-8 миллиардов долларов. Обновлённые машины получат новую авионику, радар, современное вооружение. Также уменьшится их радиолокационная заметность. Работы выполнит индийская компания HAL.
И наконец, Индия очень хочет получить зенитную ракетную систему С-400 "Триумф", и ради этого собирается сделать исключение из действующих правил и отказаться от обязательного требования о размещении части производства комплектующих у себя. Индийские военные планируют приобрести до пяти дивизионных комплектов на сумму 5,83 миллиарда долларов. Поставки могут начаться уже в 2018 году.
Фото автора