Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения 17 июня после долгого рассмотрения и обсуждения был принят Парламентом РК.

Камнем преткновения между интересами общественности и государства стала норма в Кодексе об обязательной вакцинации детей. Согласно статистике, в 2019 году от кори в Казахстане умер 31 человек, 29 из них – дети. Большинство были не привиты от заболевания, которое раньше считалось побеждённым. При этом в стране почти 17 тысяч человек отказались от вакцинации в 2019 году – на пять тысяч больше, чем три года назад. Эти цифры вселяли тревогу, поэтому и была инициирована эта поправка.

Некоторые активисты и общественники раскритиковали предложенную Минздравом норму о прививках. Главным аргументом стало мнение народа – созданную на онлайн-платформе петицию против внедрения обязательной вакцинации подписали более 173 тысяч человек. В результате депутаты Парламента согласились и проголосовали за право родителей на самостоятельное решение по вакцинации детей.

Между тем целый ряд факторов позволяет предполагать, что антипрививочная кампания была организована, чтобы продемонстрировать, что большинство казахстанцев против обязательной вакцинации.

Существуют ли в реальности 173 тысячи подписантов?

28 апреля некая Марина Шаймаханова создала петицию на платформе Citizengo.org с обращением к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву отменить норму о введении обязательной вакцинации. За отмену проголосовали якобы около 173 тысячи человек.

Известный казахстанский журналист Михаил Козачков попытался разобраться, насколько честно работала система подписания петиции. По его мнению, электронная система не требует верификации подписанта, и этим легко можно воспользоваться с целью умышленной накрутки подписей.

Отсутствие механизма подтверждения личности означает, что подписи можно ставить под разными именами и с разных электронных адресов. С помощью простой программы можно создать неограниченное количество голосов. По сути нет уверенности, что эти подписавшиеся 173 тысячи человек – реальные казахстанцы.


Петицию подписали более 173 тысяч человек / Скриншот с сайта Citizengo.org

"Этот сайт не вызывает никакого доверия. Любой может создать петицию и без верификации накручивать подписи. Результаты не отображают действительность. Можно вводить имена несуществующих людей или набор символов, и сайт засчитывает их как отдельный голос. Ну это же бред полный! В таких вопросах как принятие поправок в законодательство нужно использовать серьёзные платформы. А у нас получается, что странные результаты петиции на каком-то мутном сайте повлияли на то, что депутаты приняли иное решение", – объясняет Михаил Козачков.

По мнению журналиста, антипрививочники воспользовались этими пробелами в системе сайта и продавили своё мнение.

Читайте также: Детсады не будут принимать непривитых детей. Какие поправки о вакцинации вошли в Кодекс о здоровье

"Я называю этих людей "антиваксерами". Они агрессивны, убеждены в опасности вакцинации, их тактика заключается в оскорблении своих оппонентов", – считает Михаил Козачков.

Лучшим решением в подобных вопросах в будущем было бы проведение таких голосований в системе eGov. Там есть авторизация, благодаря которой видно точное число участников голосования и правильное количество подписей за ту или иную инициативу, считает журналист.

Петиция против обязательной вакцинации содержит ложь и манипуляцию

Сбор подписей против вакцинации на платформе CitizenGO проверила редакция сайта Factcheck.kz. Проверка показала, что "петиция содержит как минимум 5 манипулятивных утверждений и 6 ложных, а также опирается на конспиралогические теории, фейки и ненаучные данные".

Так, авторы петиции утверждают, что ни одна из вакцин в мире не является абсолютно безопасной. Однако существует чёткая процедура создания вакцины. Перед тем как начать её массовое применение, проводятся длительные доклинические и клинические исследования. На начальной стадии вакцину тестируют на животных, затем испытание проходят тысячи добровольцев. По итогам исследования в инструкции по применению вакцины указывают противопоказания. Как правило, любая вакцина вызывает какие-либо побочные реакции у части людей, но такие реакции слабо выражены и длятся лишь некоторое время.

Другое утверждение – о том, что ребёнок в течение месяца после прививки может умереть, – ложь. Министерство здравоохранения России привело в своём докладе таблицу о случаях летальных исходов, имеющих связь с прививками. Люди стали использовать её в своих антипрививочных материалах. Однако на самом деле смысл этой таблицы только в том, чтобы очертить круг тех поствакцинальных осложнений, которые в обязательном порядке должны быть расследованы.

Читайте также: 10 мифов о вакцинации: прививки и бесплодие, аутизм, ДЦП

В том же документе подчёркивается, что поствакцинальные осложнения могут (несмотря на своё название) не иметь причинно-следственной связи с вакциной или процессом вакцинации, сказано в исследовании Factcheck.kz. Впоследствии минздрав России опроверг информацию о связи прививок с летальными случаями, назвав такие материалы некорректными. В России не было зарегистрировано ни одного летального случая, имевшего связь с вакцинацией.

Также журналисты опровергли утверждение о том, что под видом вакцинации против столбняка в Кении массово стерилизуют женщин. ВОЗ уже не раз заявляла, что слухи о небезопасности противостолбнячной вакцины не имеют под собой никаких оснований.

Недостоверна и информация, что "с 2006 по 2019 год после прививки от ВПЧ в США 3 000 стали инвалидами, 480 умерли, более чем у 300 появилась дисплазия шейки матки и более чем у 400 появился рак шейки матки".

По сути вся информация в петиции пронизана манипуляцией и ложью с целью убедить людей в том, что обязательная вакцинация опасна.

Читайте также: Влияние БЦЖ на коронавирус и почему некоторые болеют бессимптомно. Разговор с биологами

Журналист Айгерим Мекишева, работающая над статьями о конспирологических теориях вокруг вакцин, считает, что в основном подверженные слухам люди активно выступают против прививок.

"Мнения, поддерживающие антивакцинальную кампанию, не основываются на научных фактах. Обычно эта информация циркулирует в соцсетях на уровне слухов. Но именно эти слухи вовлекают в свою орбиту доверчивых людей, которые подвержены конспиралогическим теориям", – говорит Айгерим Мекишева.

По мнению журналиста-фактчекера Маргариты Бочаровой, часть авторов и комментаторов, критикующих вакцинацию, действительно искренне верят в свою правоту. Но есть и те, кто сознательно искажает факты.

"Предположу, что авторами некоторых текстов против вакцинации руководит праведное желание раскрыть обществу глаза на некую "правду" о прививках. Но не исключаю, что среди составителей этих текстов есть те, кому совершенно плевать на здоровье граждан. Анализируя последнюю петицию против вакцинации, я поняла, что её авторы практически не утруждали себя написанием оригинального текста – куски были почти без изменений скопированы из множества непроверенных сетевых источников. Едва ли убеждённые противники вакцинации стали бы так подставляться", – говорит Маргарита Бочарова.

По словам редактора Factcheck.kz Павла Банникова, фейковая информация влияет на многие процессы в современном обществе. Под влиянием десятка рассылок в WhatsApp люди бросаются скупать сомнительные препараты в аптеках и соду в магазинах.

"Опасно, когда в дело включаются антиваксеры-неофиты, популярные в соцсетях, вроде Шокана Маратулы. Впрочем, это не чисто казахстанская ситуация. В США против прививок топит Роберт Кеннеди-младший. Опасно это и потому, что из-за фейков общество поляризуется и радикализуется, мне лично и сотрудникам нашей редакции поступали и поступают оскорбления и угрозы вплоть до физической расправы в связи с нашими проверками фактов. Досадно, что благодаря хайпу в соцсетях, подмене понятий, накрутке голосов и фейкам малочисленная, заблуждающаяся, но очень активная группа может поставить под угрозу здоровье людей", – считает Павел Банников.

В антивакцинальной кампании участвовали фейки и боты

По мнению журналиста Михаила Козачкова, среди противников вакцинации достаточно много реальных людей. Они выступают против прививочной системы в силу своих ошибочных убеждений или же по незнанию. Однако в информационных кампаниях зачастую используется армия так называемых ботов – фейковых аккаунтов в соцсетях.

На сайте Egov.kz в разделе "Открытое правительство" в апреле опубликовали перечень заболеваний, против которых делают прививки. В частности, упоминаются чума, бешенство, гепатиты, туберкулёз. В этом разделе в разгар антипрививочной кампании было оставлено свыше 17 800 комментариев, где критикуется вакцинация.

"Это портал электронного правительства, где любые действия возможны лишь при помощи электронной цифровой подписи или авторизации с помощью ИИН. Поэтому я полагал, что уж там точно не может быть вмешательства фейков. Однако выяснилось, что комментарии там можно писать без авторизации – достаточно лишь нажать кнопку в подтверждение, что ты не робот! Но это ещё не всё. Оказалось, что треть всех призывов зайти и оставить комментарий против вакцинации родом из России – почему-то именно в соседней стране решили, что казахстанцам не нужны прививки", – рассказывает Михаил Козачков.

О роли российских интернет-троллей в антипрививочной кампании на Западе писал BBC в 2018 году. Исследователи Университета Джорджа Вашингтона в США пришли к выводу, что с 2014 по 2017 год сотни антипрививочных постов написаны с аккаунтов, связанных с российским "Агентством интернет-исследований" (АИИ) в Санкт-Петербурге.

Читайте также: "В спорах о прививках нужно заканчивать демократию". О чём ещё говорил Комаровский в Алматы

В Казахстане тоже есть подобные организации, правда, масштабы у них не такие большие. Например, редакция Factcheck.kz проверила в Facebook страницу Фонда Первого президента (ФПП). Выяснилось, что почти все комментарии под каждым постом оставлялись ботами. Вот общие характеристики фейковых аккаунтов комментаторов:

  • фото украдено из аккаунтов пользователей российского и кыргызского сегментов "ВКонтакте";
  • посты на странице отсутствуют или их минимальное количество;
  • аккаунты комментируют исключительно страницы ФПП, Мажилиса, проекта "Рухани жангыру", партии Nur Otan, а также оставляют комментарии в тематическом списке групп.

Журналист Informburo.kz Серикжан Маулетбай добавил в этот список и другие характеристики, такие как малое количество или полное отсутствие фотографий в аккаунте, небольшое число друзей у аккаунта. Часто у таких аккаунтов присутствуют посты в стиле: "Я не фейк, но я и мои родственники подписали петицию…".

Создатель интернет-агентства Agarty Владимир Джабаров подтвердил, что под постом Серикжана Маулетбая о принудительной вакцинации присутствуют комментарии с фейковых аккаунтов.

"Да, там однозначно фейковые аккаунты. Они попадают под базовые критерии. Я просмотрел десятки аккаунтов, по некоторым из них даже контент похож: "Я против. Я подписал. Мой сын, дочь и так далее, будут плохие последствия". Причём имена у этих аккаунтов порой смешные, аккаунты пустые. Я вот только не понимаю мотива. Все мотивы в итоге кроются в каких-то деньгах. Зачем создавать эту активность с использованием ботов, я пока не понимаю, нужно разбираться", – сообщил Владимир Джабаров.

SMM-специалист Нурболат Тилеуов рассказал, какими бывают фейковые аккаунты. Он их разделил на две категории.

"Очень часто бывают такие фейковые аккаунты, за которыми сидят волне реальные люди со своей точкой зрения. Но эти люди по тем или иным причинам не могут озвучивать её под своими настоящими именами. Кто-то боится потерять работу, кто-то просто не хочет проблем или не желает показывать себя. Такие люди начинают озвучивать свои мысли, прячась за такой "пустой" аккаунт, и у них порой нет времени или желания, чтобы приводить аккаунт в нормальный вид. А есть определённые люди, которые имеют у себя в наличии от 100 и выше фейковых аккаунтов. Эти компании оказывают услуги по изменению тональности комментариев в соцсетях в отношении заказчика. Когда надо, они могут включить свою фабрику троллей, которая будет под определённый пост приходить и оставлять там комментарии определённого характера. Если надо, это могут быть нейтральные комментарии, позитивные или негативные", – говорит Нурболат Тилеуов.

Откуда взялись антиваксеры и почему они против вакцинации

"Антиваксер" – это человек, который выступает против прививок по каким-либо причинам. Движение против вакцинации уходит корнями в 18 век. Оно появилось в Британской империи, после того как английский учёный Эдвард Дженнер в 1798 году изобрёл первую вакцину против натуральной оспы.

Если раньше аргументами противников вакцинации были религиозные взгляды, то в современном мире на их мнение влияют СМИ и соцсети. В наши дни есть люди, искренне считающие, что вакцинация опасна и может вызвать аутизм или другие заболевания.

Например, в 1998 году лондонский врач Эндрю Уэйкфилд опубликовал доклад, в котором ошибочно связал аутизм и болезни кишечника с вакциной MMR. MMR – комбинированная вакцина против кори, эпидемического паротита (свинки) и краснухи, которую вводят детям.

Выводы Уэйкфилда были опровергнуты, а его имя удалено из медицинского регистра Британии. Но всё равно после его заявлений был зафиксирован массовый отказ от вакцинации детей. К примеру, в 2004 году число британских детей, привитых вакциной MMR, уменьшилось на 100 тысяч. Это привело к росту заболеваемости корью в стране. Такие заявления учёных влияют на формирование страха перед вакцинацией среди населения во всём мире.

Подхватил эстафету в борьбе против вакцин и Роберт Кеннеди, племянник президента США Джона Фицджеральда Кеннеди.

Американский политик возглавляет неправительственную организацию Children’s Health Defense, с помощью которой активно выступает противником вакцинации детей. Его агитация имеет определённый успех: почти каждый пятый взрослый американец не хочет позволять вакцинировать своего ребёнка.


Роберт Кеннеди (справа) и Андрю Уэйкфилд / Фото с личного аккаунта Роберта Кеннеди в Instagram

Как результат, из-за развития антипрививочного движения выросло количество непривитых детей во всём мире. По данным ЮНИСЕФ, с 2010 по 2017 год в США более 2,5 млн детей не получили первую дозу вакцины против кори. В первую очередь это связано со страхом или скептицизмом в отношении вакцинации со стороны населения. В итоге страну охватила вспышка кори: например, только в 2019 году корью заболели свыше одной тысячи американских детей.

Министр здравоохранения США Алекс Эзар обратился во время эпидемии кори к гражданам с просьбой пересмотреть своё отношение к вакцинации.

"Вакцины – это безопасный и высокоэффективный инструмент общественного здравоохранения, который способен предотвратить заболевание и положить конец нынешней вспышке. Я призываю всех американцев поговорить со своими докторами о прививках, которые рекомендованы для защиты от кори и других болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин", – цитирует министра "Голос Америки".

Как видим, отношение к вакцинации со стороны части населения настороженное не только в Казахстане, но и даже в таких странах как Соединённые Штаты.

По данным BBC, в Казахстане от общего числа населения насчитывается примерно 4% антиваксеров, которые не верят в эффективность вакцинации. Более того, 10% населения считает, что прививки могут угрожать здоровью ребёнка.

Не менее опасным фактором является самоуспокоенность людей, которые уже стали забывать о вреде былых болезней. Кроме того, часть людей получает информацию о вакцинах через соцсети и недостоверные источники. В условиях, когда вокруг столько негативной и ложной информации о вакцинации, у людей возрастает скептицизм в отношении прививок, говорится в материале BBC.

Читайте также: Прививка против вируса папилломы человека. Почему её нужно делать и девочкам, и мальчикам?

В Казахстане среди критиков принудительной вакцинации есть достаточно известные личности. Среди них врач Каиргали Конеев, депутат мажилиса парламента РК Бекболат Тлеухан, а также солист группы "All Давай" Марат Шоканулы.

Врач Каиргали Конеев неоднократно отмечал, что он не против вакцинации как таковой, но при этом не поддерживает принудительную вакцинацию. Он считает, что подписавшие петицию – это настоящие люди со своей гражданской позицией и подписание петиции 173 тысячами людьми говорит о том, что против принудительной вакцинации выступает большое число людей.

"170 тысяч человек против таких мер. Об этом свидетельствует подписанная петиция. Сам я как врач считаю, что вакцина – это хорошо, но нельзя заставлять людей делать прививки своим детям. Это должен быть осознанный выбор. По официальным данным Минздрава, в год около 6 тысяч человек отказывается от вакцинации. По неофициальным – примерно 12 тысяч. Но даже это цифра совершенно мизерная. Это даже меньше 1% населения. От этой цифры ничего бы не изменилось. Поэтому считаю принудительную вакцинацию нарушающей гражданские права", – говорит Каиргали Конеев.

С ним соглашается депутат мажилиса Бекболат Тлеухан, который подверг спорную норму критике.

"Я всегда был противником принудительной вакцинации. Позицию свою не изменил, об этом все время говорил. Не могу понять, зачем вводить принудительную вакцинацию, если те же привитые дети и так не заразятся от непривитых и не будут болеть", – заявляет Бекболат Тлеухан.

Очевидно, что аргументы Бекболата Тлеухана и Каиргали Конеева в корне отличаются от аргументов, использованных в петиции: депутат и врач говорят о праве выбора, а авторы петиции – о вреде прививок. Что, правда, не мешает им приводить число собранных под этой петицией подписей в качестве аргумента, подкрепляющего их позицию.

Налицо организованная PR-кампания, направленная на торпедирование конкретного законопроекта – поправок к Кодексу о здоровье – либо целиком, либо только в части нормы о принудительной вакцинации. Фактически это прецедент для Казахстана, поскольку впервые были применены новые технологии не государственными структурами и не в пользу того или иного решения, а неизвестными силами против конкретной нормы законы. Фактически мы были свидетелями успешной лоббистской кампании против Кодекса о здоровье с использованием социальных сетей и технического несовершенства современных сервисов, призванных дать возможность народу высказаться онлайн. Это значит, что в ближайшее время все эти PR-технологии будут широко применяться и в других резонансных вопросах.