Легенда железных дорог Казахстана
В канун 90-летия заслуженного работника транспорта Казахстана, ветерана Великой Отечественной войны, члена Консультативного совета национальной компании «Қазақстан темір жолы» Бертрана Рубинштейна мы встретились с ним в его квартире в центре Костаная. В этом городе Рубинштейн побил все рекорды советских железных дорог – почти 34 (!) года бессменно возглавлял Кустанайское отделение Казахской (Целинной) железной дороги. Мы говорили о том, как Бертран Иосифович встречался с Молотовым и просил расписку у Эйзенштейна о причинах его неявки в институт. О том, как в Порт-Артуре в 1945-ом повстречал Мао Цзэдуна. А также о том, как помешала национальность сделать карьеру в Совинформбюро и об уникальной карте с подписями.
– Нет, в семь вечера, как договаривались, не получается, лучше в восемь. – Бертран Рубинштейн скоро отметит 90-летие, но дома его не застать. – Вот опять на двух встречах задержался, извините.
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА" Рубинштейн Бертран Иосифович Родился 19 августа 1923 года в Ашхабаде. В 1940 году с отличием окончил школу. С 1940 года – студент Московского института инженеров железнодорожного транспорта (знаменитый МИИТ). В июле 1941 года в числе комсомольцев-добровольцев ушёл на фронт, участвовал в обороне Москвы, освобождении Белоруссии, штурме Кёнигсберга, воевал против империалистической Японии, закончил войну в звании капитана в Порт-Артуре. После работал в Совинформбюро, с отличием окончил МИИТ. С мая 1950 года — на железнодорожном транспорте Казахстана в должностях дежурного по станции Акмолинск, заместителя начальника и начальника этой станции, главного инженера и заместителя начальника Акмолинского отделения Карагандинской железной дороги. С 1960 по 1993 год возглавлял Кустанайское отделение Казахской (Целинной) железной дороги. Избирался депутатом Кустанайского областного Совета народных депутатов, входил в состав Кустанайского городского и областного комитетов Компартии Казахстана. За успехи в производстве и активную общественную деятельность награждён почётными грамотами президента РК, министров обороны, транспорта и коммуникаций, гвардии полковник (в отставке) Вооружённых сил Казахстана, член Консультативного совета АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы». Почётный гражданин Костаная, кавалер Почётного знака, Герой энциклопедии «Лучшие люди». |
Но вот ветеран открывает дверь и я попадаю в квартиру настоящей семьи интеллигентов: советский паркет, старая мебель, множество часов (их у хозяина несколько десятков и все показывают точное время), а ещё – книги, книги, книги…
– Бертран Иосифович, продолжаете вести дневник, записывая, что интересного произошло за день?
– Не дневник, это мои записи. Сегодня запишу, что вы у меня были…
Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню» «Самым радостным событием в юности стала встреча артековцев с Председателем Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым в Кремле. 17 сентября 1936 года я с артековцами нахожусь в зале, где происходят заседания Совета народных комиссаров СССР. Взволнованные необычной встречей, вначале смущались, но потом, когда Вячеслав Михайлович стал просто с нами разговаривать, когда увидели на его лице простую улыбку, мы рассказали всё. Преподнесли подарки, которые сделали, отдыхая в «Артеке»… Мы о многом разговаривали с Молотовым. Время летело со сказочной быстротой. Хотели показать главе правительства своё умение, знания, полученные в школе. Пели песни, плясали, декламировали свои стихотворения. Вячеслав Михайлович вместе с нами пел песню о Родине…» |
А затем мы долго говорим о том, как пытаются переписать историю, кто такой Ленин, и кому была выгодна революция 1917 года, затем переходим к современной международной обстановке. Точнее, я больше слушаю. Уровень и разносторонность знаний Бертрана Иосифовича поражает.
– Да, на память я не жалуюсь, – говорит он и тут же сравнивает объёмы грузоперевозок в Костанайской области в разные годы при Советском Союзе и нынешние.
– Бог вас направил на железную дорогу?
– Я безбожник, убеждённый атеист. Мы жили в Туркменистане, и для меня, выпускника школы, железная дорога ассоциировалась с возможностью посмотреть мир. Отличная учёба в школе позволила стать студентом Московского института инженеров железнодорожного транспорта.
Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока не забыл» |
После окончания войны прямо из Порт-Артура Рубинштейн был направлен на работу в Совинформбюро.
– Но вы не остались там работать. Причина в национальности?
– В ней, конечно. Понимал, что карьерного роста в Совинформбюро у меня не будет. Знаете, паспортистка в Москве, когда я оформлял после войны паспорт, предлагала записать меня русским и сменить фамилию, допустим, на Рубин. Но я не захотел, своей национальности я никогда не скрывал. Мой железнодорожный путь начался в Акмолинске. И вот затем оказалось, что из 160 начальников отделений железной дороги Советского Союза есть только два еврея: я и Славин – на другом конце страны, в Мурманске. Судьба так распорядилась.
– Вы активно занимаетесь общественной работой, часто встречаетесь с молодёжью. Сейчас много говорится о воспитании патриотизма. Сравниваете молодых людей с теми парнями, которые были в период вашей молодости?
– Я в Казахстане с 1950 года. На пенсию ушёл в 1993 году, но продолжал работать советником. Я патриот Туркмении, где родился, и я патриот Казахстана. Но я был и патриотом Советского Союза. 30–40-е годы прошлого века и нынешнее время – разное время, разный уровень цивилизации, экономики и так далее. Я с большим уважением отношусь к нынешней молодёжи. Я месяц назад был в институте, и встреча, которая планировалась минут на пятнадцать, затянулась на полтора часа. Очень внимательно слушали студенты. В другом вузе было иначе: телефоны звонят, хи-хи, мальчик трогает девочку за коленку. Из этого я сделал вывод, что и в мою юность, и сейчас молодёжь разная. Можете себе представить, что впервые водку я выпил на фронте, и то только потому, что замерзал. Курить начал только после войны. Думаю, что выкурил примерно миллион сигарет. А бросил в секунду, когда был на приёме у врача. Прямо на его глазах выкинул в урну пачку хороших германских сигарет. С тех пор иногда курю только во сне.
Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока не забыл» «В апреле 1941 года ректорат и общественные организации решили провести торжественный вечер-встречу с первыми лауреатами Сталинской премии. В числе других активистов мне с двумя сокурсниками поручили пригласить на указанное мероприятие актёра Малого театра Игоря Ильинского, кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и артиста Симонова, прекрасно сыгравшего роль Суворова в одноимённой пьесе… Имея адрес Эйзенштейна, мы поехали на Мосфильмовскую улицу и без труда разыскали дом и квартиру, в которой он жил… Сергей Михайлович усадил гостей за стол, велел домоправительнице подать чай (семьи у него не было), а сам очень внимательно стал слушать. Поскольку результат беседы нас огорчил, я попросил Сергея Михайловича в подтверждение нашего визита написать записку для институтского начальства. Записку я бережно храню…» |
– Бертран Иосифович, покажите знаменитую карту железных дорог Европы и Азии с автографами людей, делавших и делающих историю…
– Вот она. Вы будете первым из журналистов, кто её сфотографирует.
Карта усыпана автографами: Назарбаев, Горбачёв, Ельцин, Лукашенко, Шеварднадзе, главы многих государств, видные политические деятели.
– Знаете, мне её недавно предлагали продать. Предлагали отдать в музей. Но пока жив, пусть будет со мной. Таких карты три. Одна у Нурсултана Назарбаева, вторая – у автора этой идеи, Нигматжана Исингарина, бывшего министра транспорта Казахстана.
– 19 августа вам исполнится 90 лет. Где будете встречать юбилей?
Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню» «23 февраля 1980 года на Привокзальной площади Кустаная состоялось открытие монумента в честь покорителей целины: застыл на пьедестале паровоз ЭУ № 107-89, доставивший вьюжной зимой 1954 года первый эшелон молодых добровольцев Украины, прибывших на освоение новых земель… Наивысший объем грузовых перевозок приходился на 1989 год – 27,9 миллиарда тонно-километров, а по отправлению грузов на 1990 год 40 миллионов 511 тысяч тонн. Это были лучшие показатели железных дорог бывшего Советского Союза. Итоги 1993 года не только не радуют, но тревожат… И несмотря на это, железнодорожники, как и труженики других отраслей народного хозяйства области, уверены, что республика справится с экономическими трудностями, добьётся повышения производства в промышленности и сельском хозяйстве…» |
– 90 лет я буду встречать в Костанае, в Казахском театре драмы. Я не случайно выбрал его, а не Русский драматический театр. Это моя дань уважения. Я живу в Казахстане 63 года. Пригласительные билеты отпечатаны на казахском языке. Несмотря на то, что я убеждённый атеист, я всё равно соблюдаю религиозные обычаи. Я не заигрываю. Когда тебе почти 90 лет, это уже не к чему. Я честь свою берегу превыше всего. Я никогда не врал. Я никогда не был злопамятным. Моя должность предполагала и то, что порой я должен был привлечь работника к дисциплинарной ответственности, а то и предать его суду. Потому что случались всякие аварии, происшествия. Но я всегда говорил так: «Я тебе объявляю строгий выговор или понижаю в должности согласно уставу о дисциплине. Хотя по силе проступка ты должен со мной ехать в управление дороги на отчёт. Руководитель поедет, а ты нет. Потому что руководителя не снимут с должности, потому что он не прямой участник происшествия, а тебя снимут. И я к очередному празднику сниму с тебя это взыскание». Всякое бывает. Допустим, у работника на иждивении больная жена и трое детей, только по этой причине его нужно понять. Я за 33 года, что возглавлял Кустанайское отделение, самолично очень мало людей уволил. Не было у меня врагов, кроме тех, с кем мы воевали в годы Великой Отечественной. Были подхалимы, но я их видел, поэтому на удочку не попадался. Подлецы были, но единицы из ста тысяч людей, которые работали в тот период, когда я был начальником Кустанайского отделения. У меня ещё одна особенность. Я никогда не говорил «Мой водитель», «Мой секретарь», я всегда говорил иначе: «Водитель служебного автомобиля начальника отделения дороги», «Секретарь начальника отделения дороги». Это моё кредо. Судьба распорядилась так, что я стал начальником. До этого я прошёл десять железнодорожных специальностей.
Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню» |
– Здоровья вам и спасибо за пригласительный на юбилей…
– Опять вы говорите «юбилей». Юбилей происходит от древнего иудейского слова, затем перекочевавшего в латынь «юбилеус». Это означает 50 лет. И все остальные даты, кратные пятидесяти. Это относится к городам, пароходам, событиям и так далее. Так и к людям: 50 – это юбилей, 100 – юбилей. А до третьего юбилея никто не доживает… Так что 90 лет – не юбилей!
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"
Ордена:
Два ордена Отечественной
войны II степени
Красной Звезды
Два ордена Трудового Красного Знамени
Знак Почёта
Дружбы народов
Медали:
За оборону Москвы
За победу над Германией
За взятие Кёнигсберга
За победу над Японией
За освоение целинных земель
Маршала Советского Союза Жукова Г. К.
Другие награды:
Лауреат премии Совета Министров СССР – знак отличия
Серебряная медаль ВДНХ СССР
Заслуженный работник транспорта Казахстана – знак отличия
Почётный железнодорожник СССР – знак отличия
Почётный знак ДОСААФ СССР
Почётный донор СССР – знак отличия