Прямой эфир Новости спорта

Легенда железных дорог Казахстана

В канун 90-летия заслуженного работника транспорта Казахстана, ветерана Великой Отечественной войны, члена Консультативного совета национальной компании «Қазақстан темір жолы» Бертрана Рубинштейна мы встретились с ним в его квартире в центре Костаная. В этом городе Рубинштейн побил все рекорды советских железных дорог – почти 34 (!) года бессменно возглавлял Кустанайское отделение Казахской (Целинной) железной дороги. Мы говорили о том, как Бертран Иосифович встречался с Молотовым и просил расписку у Эйзенштейна о причинах его неявки в институт. О том, как в Порт-Артуре в 1945-ом повстречал Мао Цзэдуна. А также о том, как помешала национальность сделать карьеру в Совинформбюро и об уникальной карте с подписями.

В канун 90-летия заслуженного работника транспорта Казахстана, ветерана Великой Отечественной войны, члена Консультативного совета национальной компании «Қазақстан темір жолы» Бертрана Рубинштейна мы встретились с ним в его квартире в центре Костаная. В этом городе Рубинштейн побил все рекорды советских железных дорог – почти 34 (!) года бессменно возглавлял Кустанайское отделение Казахской (Целинной) железной дороги. Мы говорили о том, как Бертран Иосифович встречался с Молотовым и просил расписку у Эйзенштейна о причинах его неявки в институт. О том, как в Порт-Артуре в 1945-ом повстречал Мао Цзэдуна. А также о том, как помешала национальность сделать карьеру в Совинформбюро и об уникальной карте с подписями.

– Нет, в семь вечера, как договаривались, не получается, лучше в восемь. – Бертран Рубинштейн скоро отметит 90-летие, но дома его не застать. – Вот опять на двух встречах задержался, извините.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Рубинштейн Бертран Иосифович

Родился 19 августа 1923 года в Ашхабаде. В 1940 году с отличием окончил школу. С 1940 года – студент Московского института инженеров железнодорожного транспорта (знаменитый МИИТ).

В июле 1941 года в числе комсомольцев-добровольцев ушёл на фронт, участвовал в обороне Москвы, освобождении Белоруссии, штурме Кёнигсберга, воевал против империалистической Японии, закончил войну в звании капитана в Порт-Артуре.

После работал в Совинформбюро, с отличием окончил МИИТ. С мая 1950 года — на железнодорожном транспорте Казахстана в должностях дежурного по станции Акмолинск, заместителя начальника и начальника этой станции, главного инженера и заместителя начальника Акмолинского отделения Карагандинской железной дороги. С 1960 по 1993 год возглавлял Кустанайское отделение Казахской (Целинной) железной дороги.

Избирался депутатом Кустанайского областного Совета народных депутатов, входил в состав Кустанайского городского и областного комитетов Компартии Казахстана. За успехи в производстве и активную общественную деятельность награждён почётными грамотами президента РК, министров обороны, транспорта и коммуникаций, гвардии полковник (в отставке) Вооружённых сил Казахстана, член Консультативного совета АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы». Почётный гражданин Костаная, кавалер Почётного знака, Герой энциклопедии «Лучшие люди».

Но вот ветеран открывает дверь и я попадаю в квартиру настоящей семьи интеллигентов: советский паркет, старая мебель, множество часов (их у хозяина несколько десятков и все показывают точное время), а ещё – книги, книги, книги…

– Бертран Иосифович, продолжаете вести дневник, записывая, что интересного произошло за день?

– Не дневник, это мои записи. Сегодня запишу, что вы у меня были…

Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню»

«Самым радостным событием в юности стала встреча артековцев с Председателем Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславом Михайловичем Молотовым в Кремле. 17 сентября 1936 года я с артековцами нахожусь в зале, где происходят заседания Совета народных комиссаров СССР. Взволнованные необычной встречей, вначале смущались, но потом, когда Вячеслав Михайлович стал просто с нами разговаривать, когда увидели на его лице простую улыбку, мы рассказали всё. Преподнесли подарки, которые сделали, отдыхая в «Артеке»… Мы о многом разговаривали с Молотовым. Время летело со сказочной быстротой. Хотели показать главе правительства своё умение, знания, полученные в школе. Пели песни, плясали, декламировали свои стихотворения. Вячеслав Михайлович вместе с нами пел песню о Родине…»

А затем мы долго говорим о том, как пытаются переписать историю, кто такой Ленин, и кому была выгодна революция 1917 года, затем переходим к современной международной обстановке. Точнее, я больше слушаю. Уровень и разносторонность знаний Бертрана Иосифовича поражает.

– Да, на память я не жалуюсь, – говорит он и тут же сравнивает объёмы грузоперевозок в Костанайской области в разные годы при Советском Союзе и нынешние.

– Бог вас направил на железную дорогу?

– Я безбожник, убеждённый атеист. Мы жили в Туркменистане, и для меня, выпускника школы, железная дорога ассоциировалась с возможностью посмотреть мир. Отличная учёба в школе позволила стать студентом Московского института инженеров железнодорожного транспорта.

Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока не забыл»

«Помнится встреча в городе Дальнем (Далине) с русскими эмигрантами. Состоялся замечательный концерт ансамбля песни и пляски Приморского военного округа… Во время исполнения песен «Варяг», «Плещут холодные волны» и других о России в зале происходило непередаваемое: присутствовавшие обнимались, целовались, плакали. Спустя примерно две недели, в конце октября 1945 года на торжественном приёме пришлось увидеть в Порт-Артуре Мао Цзэдуна, Чжу Дэ и других руководителей будущей Китайской Народной Республики…»

После окончания войны прямо из Порт-Артура Рубинштейн был направлен на работу в Совинформбюро.

– Но вы не остались там работать. Причина в национальности?

– В ней, конечно. Понимал, что карьерного роста в Совинформбюро у меня не будет. Знаете, паспортистка в Москве, когда я оформлял после войны паспорт, предлагала записать меня русским и сменить фамилию, допустим, на Рубин. Но я не захотел, своей национальности я никогда не скрывал. Мой железнодорожный путь начался в Акмолинске. И вот затем оказалось, что из 160 начальников отделений железной дороги Советского Союза есть только два еврея: я и Славин – на другом конце страны, в Мурманске. Судьба так распорядилась.

– Вы активно занимаетесь общественной работой, часто встречаетесь с молодёжью. Сейчас много говорится о воспитании патриотизма. Сравниваете молодых людей с теми парнями, которые были в период вашей молодости?

– Я в Казахстане с 1950 года. На пенсию ушёл в 1993 году, но продолжал работать советником. Я патриот Туркмении, где родился, и я патриот Казахстана. Но я был и патриотом Советского Союза. 30–40-е годы прошлого века и нынешнее время – разное время, разный уровень цивилизации, экономики и так далее. Я с большим уважением отношусь к нынешней молодёжи. Я месяц назад был в институте, и встреча, которая планировалась минут на пятнадцать, затянулась на полтора часа. Очень внимательно слушали студенты. В другом вузе было иначе: телефоны звонят, хи-хи, мальчик трогает девочку за коленку. Из этого я сделал вывод, что и в мою юность, и сейчас молодёжь разная. Можете себе представить, что впервые водку я выпил на фронте, и то только потому, что замерзал. Курить начал только после войны. Думаю, что выкурил примерно миллион сигарет. А бросил в секунду, когда был на приёме у врача. Прямо на его глазах выкинул в урну пачку хороших германских сигарет. С тех пор иногда курю только во сне.

Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока не забыл»

«В апреле 1941 года ректорат и общественные организации решили провести торжественный вечер-встречу с первыми лауреатами Сталинской премии. В числе других активистов мне с двумя сокурсниками поручили пригласить на указанное мероприятие актёра Малого театра Игоря Ильинского, кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и артиста Симонова, прекрасно сыгравшего роль Суворова в одноимённой пьесе… Имея адрес Эйзенштейна, мы поехали на Мосфильмовскую улицу и без труда разыскали дом и квартиру, в которой он жил… Сергей Михайлович усадил гостей за стол, велел домоправительнице подать чай (семьи у него не было), а сам очень внимательно стал слушать. Поскольку результат беседы нас огорчил, я попросил Сергея Михайловича в подтверждение нашего визита написать записку для институтского начальства. Записку я бережно храню…»

– Бертран Иосифович, покажите знаменитую карту железных дорог Европы и Азии с автографами людей, делавших и делающих историю…

– Вот она. Вы будете первым из журналистов, кто её сфотографирует.

Карта усыпана автографами: Назарбаев, Горбачёв, Ельцин, Лукашенко, Шеварднадзе, главы многих государств, видные политические деятели.

– Знаете, мне её недавно предлагали продать. Предлагали отдать в музей. Но пока жив, пусть будет со мной. Таких карты три. Одна у Нурсултана Назарбаева, вторая – у автора этой идеи, Нигматжана Исингарина, бывшего министра транспорта Казахстана.

– 19 августа вам исполнится 90 лет. Где будете встречать юбилей?

Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню»

«23 февраля 1980 года на Привокзальной площади Кустаная состоялось открытие монумента в честь покорителей целины: застыл на пьедестале паровоз ЭУ № 107-89, доставивший вьюжной зимой 1954 года первый эшелон молодых добровольцев Украины, прибывших на освоение новых земель…

Наивысший объем грузовых перевозок приходился на 1989 год – 27,9 миллиарда тонно-километров, а по отправлению грузов на 1990 год 40 миллионов 511 тысяч тонн. Это были лучшие показатели железных дорог бывшего Советского Союза. Итоги 1993 года не только не радуют, но тревожат… И несмотря на это, железнодорожники, как и труженики других отраслей народного хозяйства области, уверены, что республика справится с экономическими трудностями, добьётся повышения производства в промышленности и сельском хозяйстве…»

– 90 лет я буду встречать в Костанае, в Казахском театре драмы. Я не случайно выбрал его, а не Русский драматический театр. Это моя дань уважения. Я живу в Казахстане 63 года. Пригласительные билеты отпечатаны на казахском языке. Несмотря на то, что я убеждённый атеист, я всё равно соблюдаю религиозные обычаи. Я не заигрываю. Когда тебе почти 90 лет, это уже не к чему. Я честь свою берегу превыше всего. Я никогда не врал. Я никогда не был злопамятным. Моя должность предполагала и то, что порой я должен был привлечь работника к дисциплинарной ответственности, а то и предать его суду. Потому что случались всякие аварии, происшествия. Но я всегда говорил так: «Я тебе объявляю строгий выговор или понижаю в должности согласно уставу о дисциплине. Хотя по силе проступка ты должен со мной ехать в управление дороги на отчёт. Руководитель поедет, а ты нет. Потому что руководителя не снимут с должности, потому что он не прямой участник происшествия, а тебя снимут. И я к очередному празднику сниму с тебя это взыскание». Всякое бывает. Допустим, у работника на иждивении больная жена и трое детей, только по этой причине его нужно понять. Я за 33 года, что возглавлял Кустанайское отделение, самолично очень мало людей уволил. Не было у меня врагов, кроме тех, с кем мы воевали в годы Великой Отечественной. Были подхалимы, но я их видел, поэтому на удочку не попадался. Подлецы были, но единицы из ста тысяч людей, которые работали в тот период, когда я был начальником Кустанайского отделения. У меня ещё одна особенность. Я никогда не говорил «Мой водитель», «Мой секретарь», я всегда говорил иначе: «Водитель служебного автомобиля начальника отделения дороги», «Секретарь начальника отделения дороги». Это моё кредо. Судьба распорядилась так, что я стал начальником. До этого я прошёл десять железнодорожных специальностей.

Из книги Бертрана Рубинштейна «Пока помню»

«12 сентября 2002 года в район новостройки Алтынсарино-Хромтау в сопровождении акима области У. Е. Шукеева прибыл президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев. Его сердечно приветствовали ветераны железнодорожного транспорта… Президент Казахстана закрутил первый болт в начальное звено рельсовой колеи, соединившее действующую дорогу с новостройкой, а затем обратился к присутствовавшим на митинге с краткой речью о значении и перспективах линии Алтынсарино-Хромтау…»

– Здоровья вам и спасибо за пригласительный на юбилей…

– Опять вы говорите «юбилей». Юбилей происходит от древнего иудейского слова, затем перекочевавшего в латынь «юбилеус». Это означает 50 лет. И все остальные даты, кратные пятидесяти. Это относится к городам, пароходам, событиям и так далее. Так и к людям: 50 – это юбилей, 100 – юбилей. А до третьего юбилея никто не доживает… Так что 90 лет – не юбилей!

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Государственные награды и знаки отличия Бертрана Рубинштейна
Ордена:
Два ордена Отечественной
войны II степени
Красной Звезды
Два ордена Трудового Красного Знамени
Знак Почёта
Дружбы народов
Медали:
За оборону Москвы
За победу над Германией
За взятие Кёнигсберга
За победу над Японией
За освоение целинных земель
Маршала Советского Союза Жукова Г. К.
Другие награды:
Лауреат премии Совета Министров СССР – знак отличия
Серебряная медаль ВДНХ СССР
Заслуженный работник транспорта Казахстана – знак отличия
Почётный железнодорожник СССР – знак отличия
Почётный знак ДОСААФ СССР
Почётный донор СССР – знак отличия

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров