Законодательные реформы повысят качество жизни казахстанцев и уровень защиты прав потребителей
17 октября с отчётом о результатах законотворческой деятельности в этой сфере выступил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков.
Он сказал, что в июне 2020 года был принят первый пакет поправок в закон "О защите прав потребителей", внедривший многоступенчатый механизм рассмотрения жалоб. Появилась Единая информационная система – е-tutynushy. При правительстве создан Межведомственный совет по защите прав потребителей.
Реформирование правового поля продолжается. В 2022 году комитет подготовил второй пакет поправок в закон.
"Разработанные законопроекты трижды прошли публичное обсуждение. Проведены дебаты, более 30 рабочих заседаний совместно с госорганами, потребительским и бизнес-сообществами. По итогам рассмотрено более двухсот предложений. При этом законотворческие инициативы в большей части исходят от общественности", – подчеркнул Аскар Станиславович.
Он отметил, что при разработке поправок был учтён международный опыт, результаты соцопроса 2021 года, научно-исследовательская работа.
Закон предполагается принять в новой редакции, упорядочить его структурные элементы, внести изменения во все 58 статей и добавить восемь новых.
Законодательные новации включают в себя введение института омбудсмена. В ходе социологического опроса его создание поддержали 56% респондентов. Подобные институты успешно работают в Германии, Швеции, США и других странах.
Намечено распространение базовых принципов закона на все сферы услуг, оказываемых субъектами предпринимательства. Дело в том, что законодательные нормы не действуют в среде социальных, медицинских, туристических и иных услуг, которые регулируются профильными законами.
Предусматривается совершенствование алгоритма рассмотрения жалоб потребителей и разрешения потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Это реализует на практике конституционное право гражданина на беспрепятственную судебную защиту.
Изменения коснутся и юридической стороны электронной торговли в части синхронизации с её очной формой.
Расширится список нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя условий, влекущих недействительность договора потребителя с субъектом бизнеса, а также конкретизация таких условий.
Второй пакет поправок интегрирован с новым законом "О техническом регулировании", так как техрегулирование и стандартизация неразрывно связаны с системой защиты прав потребителей.
Порядка трёх тысяч существующих национальных стандартов качества, безопасности продукции и услуг применяются в отдельных отраслях слабо. По этой причине в начале текущего года комитеты по защите прав потребителей, техрегулирования и КазСтандарт начали разработку новых и актуализацию действующих национальных стандартов.
При этом некоторые госорганы по вышеперечисленным концептуальным поправкам в закон "О защите прав потребителей" придерживаются отдельной точки зрения.
"Законопроект нацелен на глобальную проработку статей. Принятие поправок поможет повысить качество жизни казахстанцев, уровень защиты прав потребителей. От этого зависит и развитие предпринимательства. Только уверенные в своих правах потребители обеспечат активный спрос на товары, работы и услуги, а это в свою очередь одна из составляющих гарантий развитой экономики", – высказался председатель КЗПП.
На совещании обсудили законодательные новации, наметили задачи на оставшийся период года.
Первый вице-министр торговли и интеграции дал ряд поручений ведомству касательно вопросов текущего состояния сферы защиты прав потребителей, законотворческой деятельности, повышения потребительской культуры населения.