Законодательные реформы повысят качество жизни казахстанцев и уровень защиты прав потребителей

Фото ru.depositphotos.com
Фото ru.depositphotos.com

В Министерстве торговли и интеграции РК под руководством первого вице-министра Армана Шаккалиева прошло совещание по вопросам защиты прав потребителей.

17 октября с отчётом о результатах законотворческой деятельности в этой сфере выступил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков

Он сказал, что в июне 2020 года был принят первый пакет поправок в закон "О защите прав потребителей", внедривший многоступенчатый механизм рассмотрения жалоб. Появилась Единая информационная система – е-tutynushy. При правительстве создан Межведомственный совет по защите прав потребителей. 

Реформирование правового поля продолжается. В 2022 году комитет подготовил второй пакет поправок в закон.

"Разработанные законопроекты трижды прошли публичное обсуждение. Проведены дебаты, более 30 рабочих заседаний совместно с госорганами, потребительским и бизнес-сообществами. По итогам рассмотрено более двухсот предложений. При этом законотворческие инициативы в большей части исходят от общественности", – подчеркнул Аскар Станиславович

Он отметил, что при разработке поправок был учтён международный опыт, результаты соцопроса 2021 года, научно-исследовательская работа. 

Закон предполагается принять в новой редакции, упорядочить его структурные элементы, внести изменения во все 58 статей и добавить восемь новых. 

Законодательные новации включают в себя введение института омбудсмена. В ходе социологического опроса его создание поддержали 56% респондентов. Подобные институты успешно работают в Германии, Швеции, США и других странах.

Намечено распространение базовых принципов закона на все сферы услуг, оказываемых субъектами предпринимательства. Дело в том, что законодательные нормы не действуют в среде социальных, медицинских, туристических и иных услуг, которые регулируются профильными законами.  

Предусматривается совершенствование алгоритма рассмотрения жалоб потребителей и разрешения потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Это реализует на практике конституционное право гражданина на беспрепятственную судебную защиту.

Изменения коснутся и юридической стороны электронной торговли в части синхронизации с её очной формой. 

Расширится список нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя условий, влекущих недействительность договора потребителя с субъектом бизнеса, а также конкретизация таких условий. 

Второй пакет поправок интегрирован с новым законом "О техническом регулировании", так как техрегулирование и стандартизация неразрывно связаны с системой защиты прав потребителей. 

Порядка трёх тысяч существующих национальных стандартов качества, безопасности продукции и услуг применяются в отдельных отраслях слабо. По этой причине в начале текущего года комитеты по защите прав потребителей, техрегулирования и КазСтандарт начали разработку новых и актуализацию действующих национальных стандартов. 

При этом некоторые госорганы по вышеперечисленным концептуальным поправкам в закон "О защите прав потребителей" придерживаются отдельной точки зрения.

"Законопроект нацелен на глобальную проработку статей. Принятие поправок поможет повысить качество жизни казахстанцев, уровень защиты прав потребителей. От этого зависит и развитие предпринимательства. Только уверенные в своих правах потребители обеспечат активный спрос на товары, работы и услуги, а это в свою очередь одна из составляющих гарантий развитой экономики", – высказался председатель КЗПП.

На совещании обсудили законодательные новации, наметили задачи на оставшийся период года.  

Первый вице-министр торговли и интеграции дал ряд поручений ведомству касательно вопросов текущего состояния сферы защиты прав потребителей, законотворческой деятельности, повышения потребительской культуры населения.  

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров