Закон РК "Об игорном бизнесе". Как избежать монополизации платёжного рынка и утечки денег за рубеж
В Алматы состоялась пресс-конференция с участием представителей ОЮЛ "Ассоциация букмекеров Казахстана", где обсудили проблемы, с которыми столкнулся казахстанский букмекерский рынок. Поднятые на конференции вопросы касались новых поправок в Закон РК "Об игорном бизнесе", которые начнут действовать с 4 января 2021 года. Согласно изменениям, приём платежей в букмекерские организации и выплат выигрышей будет осуществляться через частную компанию ТОО Exirius, которая в формате государственно-частного партнёрства будет обеспечивать работу Центра учёта ставок (ЦУС). Деятельность центра находится под ведомством Министерства культуры и спорта РК, и его целью является выведение букмекерских организаций из теневого сектора экономики, ведение прозрачности поступления всех налогов в бюджет государства. Ассоциация букмекеров Казахстана поддерживает функции ЦУС в роли регулятора рынка, но не разделяет мнения Министерства культуры и спорта РК в том, что данную функцию должна взять на себя частная компания с единственным учредителем в виде физического лица. О том, почему данное решение спорно, и о том, как деятельность неподготовленного Центра учёта ставок может повлиять на букмекерский бизнес и его клиентов, рассказали эксперты из этой сферы.
Бюджет Казахстана может лишиться весомой части налоговых поступлений
Главные цели создания ЦУС – полное исключение теневого движения финансов в букмекерском бизнесе, контроль и соблюдение самоограничения лудоманов. С передачей центра в частные руки изначальные задачи сервиса, который будет стоять между платёжными системами и букмекерами, начинают носить сугубо коммерческий характер в масштабах монополии платёжного рынка. Кроме того, стоит учесть, что ТОО Exirius является участником Astana Hub и освобождено от налогообложения (не платит КПН и НДС). Таким образом, Министерство финансов лишается части налоговых выплат не только от букмекеров, но и от платёжных систем:
- Букмекерские конторы вынуждены будут взять на расходы 4% комиссии ЦУС, и тем самым уменьшается сумма КПН. По данным КГД, букмекерские конторы выплатили в государственный бюджет за 2019-2020 годы в совокупности около 30 млрд тенге.
- У платёжных систем также уменьшаются доходы, которые на 50% формируются за счет оборотов букмекеров. Уменьшение оборотов букмекерских контор у платёжных организаций на 20% сократит объём налоговых поступлений в бюджет страны в 2 раза!
- Может уменьшиться и количество платёжных терминалов, соответственно арендодатели ИП тоже потеряют свои доходы и не будут платить подоходный налог. На сегодняшний день в стране имеется около 30 000 платёжных терминалов. С начала года в Казахстане уже более 57 000 предпринимателей приостановили свою деятельность. Теперь их число может увеличиться.
- Из-за высокой дополнительной финансовой нагрузки увеличиваются коэффициенты на ставки, что делает легальный букмекерский бизнес непривлекательным для клиентов. Большинство клиентов уйдут в иностранные офшорные компании, и доходы казахстанских букмекеров снизятся.
"Комиссия ЦУС в 4% от оборота букмекера будет поступать в частное распоряжение ТОО Exirius, которое освобождено от уплаты всех налогов. Это даёт повод думать, что будет происходить отток денежных средств из государственного бюджета, и это станет ещё одной причиной возникновения социальной напряжённости в стране", – подытожил руководитель платёжной организации PayDala Илья Ефименко.
ЦУС – частная монополия в одних руках
Частная компания, контролирующая ЦУС, планирует установление дополнительной комиссии в размере 4% для всех букмекерских контор. Будучи монополистом, ТОО Exirius сможет устанавливать любую сумму вознаграждения за свои услуги и изменять её по своему усмотрению. При этом букмекерские конторы без какой-либо альтернативы должны будут платить данную комиссию. Данные платежи косвенно скажутся и на финансировании спорта, которое частично зависит от доходности букмекерских контор. По словам представителей ассоциации, усугубляет положение отсутствие всех необходимых документов о проведении конкурса ГЧП: утверждённых правил, регламента и технической документации ЦУС со стороны Министерства культуры и спорта РК.
Кроме того, ТОО Exirius планирует начинать работу лишь с одной платёжной платформой, лишив участников рынка разных способов оплаты услуг букмекерских контор. А в случае нарушения норм совместной деятельности единственная защита бизнесменов – это гражданский суд, который может длиться годами, что точно не улучшит качество услуг букмекеров.
"Представим, что ЦУС дал сбой, и сразу же деятельность букмекеров останавливается. Или ЦУС перестал передавать компаниям API, к примеру, из-за ошибки серверов, в течение трёх дней ищут проблему и ещё 5-6 дней устраняют её. Всё это время наша работа стоит. Три дня для букмекера – это всё, то есть, в принципе, каждый день букмекер борется за игрока: если в течение этого срока букмекер не работает, все люди идут к другим компаниям и уже обратно возвращаться не хотят. Получается, вливая огромные денежные средства в развитие бизнеса, в поддержку спорта, контора начинает зависеть от коммерческой структуры, чего боятся все букмекеры", – посетовала председатель ОЮЛ "Ассоциация букмекеров Казахстана" Арайлым Сагынтай.
Техническая неготовность ЦУС к работе
15 и 25 ноября текущего года ТОО Exirius как представители ЦУС презентовали свой продукт. По итогам презентации у всех букмекерских контор, платёжных организаций, банков второго уровня, а также у журналистов создалось ощущение, что проект не готов к запуску. В этом может убедиться каждый желающий, так как запись конференции была размещена на YouTube.
Как дела обстоят сейчас:
- Отсутствуют утверждённые Министерством культуры и спорта правила ЦУС.
- МКС до сих пор не объявило победителя и его официальный ресурс.
- МКС до сих пор не предоставила договор ГЧП.
- Самопровозглашённый ЦУС в лице ТОО Exirius на сайте не разместил официальных контактов, адреса и график работы.
- ЦУС ни на сайте, ни в личной переписке не предоставил детальные схемы взаимодействия участников рынка.
- ЦУС не предоставил официальных форм заявлений на подключение, отключение, аудит.
- Отсутствуют процедуры заключения договора, списка требуемых документов и самого договора с Центром учёта ставок.
- Не предоставлены требования к букмекерским конторам и платёжным организациям, которыми должны обладать участники для подключения к ЦУС.
- Нет ни одного эксплуатационного документа.
- Официально не размещены прейскуранты цен и тарифов.
- Не организован Центр по обучению сотрудников букмекерских контор и платёжных организаций для работы и взаимодействия с ЦУС.
- Нет центра испытания виртуальных игорных заведений, который бы производил аудит и аттестацию игорных программ букмекерских контор.
- Нет структурированной базы знаний для технических специалистов подключаемых организаций.
- Нет раздела технической поддержки.
"В идеале ЦУС должен был предоставить полный перечень описанной выше документации и каналов связи, это должен быть законченный продукт, при изучении описания которого у технических специалистов, юристов и бухгалтеров не оставалось бы вопросов процедурного характера и вопросов относительно принципов взаимодействия систем. Спрашивается, почему государство делает передовой сайт Egov, и при этом Министерство так халатно относится к разработке продукта для платёжной и букмекерской отраслей, объём налоговых поступлений, которых равен нескольким десяткам миллиардов тенге в год. Для создания такого проекта должны быть составлены чёткие требования и компетенции к сотрудникам ЦУС, специалисты, разрабатывающие программный продукт, должны пройти аттестацию знаний. А разработанное ими программное обеспечение должно пройти процедуры технического аудита, тестирования системы и аттестации, перед запуском пилотного проекта. К этому всему нужно добавить то, что даже идеально описанным продуктам даётся шесть месяцев на реализацию пилотного проекта для каждой подключаемой организации. А с текущим описанием на это могут уйти годы", – дополнил руководитель платёжной организации PayDala Илья Ефименко.
По экспертным оценкам участников рынка, внедрение ЦУС в текущем варианте его реализации повлечёт за собой отток игроков в офшорные юрисдикции. Причинами для такого снижения являются три ключевых проблемы самой конструкции ЦУСа и механизмов его реализации:
- Нестабильность системы ЦУС.
- Отсутствие регламентированных процедур решения проблем.
- Отсутствие привычных способов пополнения игрового счёта на момент запуска.
Со стороны игрока основной проблемой является ограниченность в платёжных методах, которые будут доступны для использования. На момент запуска у ЦУС будет возможность платежей только с помощью банковских карт, при этом основные платёжные методы – платёжные терминалы, электронные кошельки, мобильная коммерция, интернет-банкинг – доступны не будут. Такие ограничения создадут массу неудобств для игроков.
Проблемы, которые толкают клиентов в офшоры
Помимо указанного выше отсутствия выбора вариантов оплаты для игрока, есть ещё несколько причин ухода клиентов от казахстанских букмекеров. Законодательно установленные лимиты в системе электронных денег, которые планирует использовать ЦУС для проведения игорных операций, требуют полного перестроения процесса приёма платежей и осуществления выплат. Из-за этого игрок должен пройти идентификацию не только у букмекера, но и в ЦУС. Чтобы принять платёж от игрока в пользу букмекера или же осуществить выплату, каждой платёжной организации нужно будет сначала запросить у ЦУС доступный игроку лимит и в случае его превышения отказать ему в проведении платежа или осуществления выплаты.
"Для снятия ограничения по лимитам необходима полная идентификация клиента в системе электронного доступа (СЭД), которая осуществляется при личном присутствии клиента. Вряд ли кто-то из игроков будет так часто посещать заведения в Капчагае или Боровом или ездить в Нур-Султан, в офис ЦУС", – уточнила юрист платёжной организации Tarlan Payments Клара Монастыршина.
С учётом всех проблем легального оперирования в Казахстане, которые будут возникать после введения ЦУСа (отсутствие наиболее популярных платёжных методов, технические сбои в работе системы и отсутствие каких-либо чётких процедур эскалации), можно сделать вывод, что после начала работы сервиса начнётся неизбежный отток игроков из легального сектора оперирования, который будет продолжаться до тех пор, пока хотя бы часть из описанных проблем не будет решена. Такой отток игроков приведёт к корреспондирующему снижению объёмов рынка минимум на 20%.
"В свою очередь в случае сбоев в работе ЦУС в ходе популярных спортивных событий процент игроков, которые выберут для себя офшорного оператора, вырастет до 50-60%. Если говорить о потерях страны, то это более 50 млрд тенге в год, которые игроки из-за различного рода проблем выведут в офшор, и эти деньги уже никогда не вернутся в страну", – дополнил Илья Ефименко.
Что же касается платёжного бизнеса, то недополучение владельцем терминалов 20% дохода по операциям букмекеров снижает их чистую прибыль на 50% и увеличивает период окупаемости бизнеса с текущих трёх лет до 7-8 лет. А если учитывать комиссию в 4%, которую планирует ввести частная компания, то речь уже пойдёт не о сроках окупаемости, а об убытках, что, по мнению экспертов платёжных систем, приведёт к схлопыванию терминального рынка в считанные месяцы. Нельзя забывать и о налогах в размере 5-10 млрд тенге в год, которые недополучит госбюджет от платёжного и букмекерского рынков.
Предложения от участников конференции
Представители платёжных систем и эксперты Ассоциации букмекеров вынесли следующие предложения, которые направят в Министерство культуры и спорта:
- Перенос сроков запуска ЦУС, в том числе техническую интеграцию в пилотном варианте на один год.
- Принятие решения о создании второго ЦУС во избежание монополии и исключающего необходимость государственного регулирования размеров комиссии ЦУС на все платежи.
- Ограничение доходов ЦУС или перепрофилирование центра в некоммерческую организацию.
- Соблюдение норм, связанных со статьёй 8 Предпринимательского кодекса РК: "Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция запрещаются".
- Разъяснение действий МКС РК и обоснование существования комиссии с букмекерских организаций в размере 4% в пользу ЦУС.
- Направленность всего дохода с дополнительного налогообложения букмекерских контор в пользу ЦУС на социальную сферу государства.
"Если Закон "Об игорном бизнесе" вступит в силу без изменений 4 января 2021 года, если Министерство культуры и спорта не будет идти с нами на диалог, если не будут сдвинуты сроки внедрения пилотного проекта ЦУС и если не будут подписаны все официальные документы, то с 4 января все букмекерские конторы, входящие в ассоциацию, будут вынуждены приостановить свою деятельность", – официально заявила на пресс-конференции председатель ОЮЛ "Ассоциация букмекеров Казахстана" Арайлым Сагынтай, которая подчеркнула, что букмекеры Казахстана поддерживают внедрение ЦУС и его легитимность, но только если деятельность центра будет контролировать государство, а не частная компания.
Как итог
В настоящее время все участники букмекерского рынка намерены направить свои обращения через блоги министерств с просьбой перенести срок запуска ЦУС на один год, поскольку до 4 января 2021 года данный сервис не будет готов к работе, а также ни букмекерские конторы, ни платёжные системы не будут готовы к адекватной интеграции. Представители Ассоциации букмекеров настаивают на том, что должна пройти более масштабная и открытая работа по тщательной разработке технической и юридической базы и для введения всей необходимой процедурной документации. Деятельность неподготовленного центра может привести к банкротству платёжных отраслей в Казахстане и уменьшению доходов букмекеров. Это лишит бюджет страны более половины налогов, которые до настоящего времени поступали от данных отраслей. Участники конференции надеются на положительное разрешение данной проблемы государством.