За неделю с 7 по 11 ноября 2022 года в Комитет по защите прав потребителей (КЗПП) обратилось более 600 казахстанцев с просьбой о восстановлении справедливости.

315 заявителям (52%) оказана правовая помощь, удовлетворено 285 (48%) обращений, 80 перенаправлено в госорганы по компетенции. Проведены две проверки субъектов среднего и крупного бизнеса. Два предпринимателя привлечены к административной ответственности в виде предупреждения и штрафа на сумму 153,2 тысячи тенге. Зафиксировано шесть фактов примирения. По результатам проведённых ведомством мероприятий потребителям возвращено 8,5 млн тенге. 

Несостоявшийся кредит

  • Одним из самых крупных денежных реверсов недели стал возврат первоначального взноса за квартиру. Жительница Западно-Казахстанской области предполагала приобрести жилье у застройщика, внесла плату в размере 1,65 млн тенге. Но потом возникли обстоятельства, помешавшие жилищным планам. Деньги помог вернуть местный департамент по защите прав потребителей, составивший претензию в адрес компании. Вся сумма была благополучно возвращена заявительнице.  
  • Не утихает ажиотаж вокруг чудодейственных массажных накидок. Не одно обращение попало в систему с ходатайством о возврате денег за эту покупку. ДЗПП Актюбинской области занималось подобным делом. Магазин отказался возвращать стоимость массажной накидки, оформленной в кредит. Получив претензию, продавец принял назад товар, а кредит на сумму 1 млн  210 тысяч тенге был аннулирован.
  • В г. Шымкент территориальное подразделение оказало юридическое содействие гражданину по возврату денежных средств за черепицу.  Потребителю возвращен 1 млн 110 тысяч тенге посредством отмены кредита.

Несбывшиеся ожидания 

  • Не оправдались надежды на новую мебель жителя города Уральск. Мужчина заказал и оплатил изделие заранее, но так и не дождался заказа. Несостоявшийся изготовитель возвращать деньги отказался – и напрасно. Он предстал перед судом, где ДЗПП ЗКО принял участие в качестве третьего лица. 8 ноября суд вынес решение в пользу истца: вернуть ему 665 тысяч тенге за неоказанную услугу, оплатить неустойку – 93,2 тысячи тенге, за моральный вред – 30 тысяч тенге, представительские расходы – 70 тысяч тенге, госпошлину – 10,7 тысячи тенге. В общей сумме ответчику за свою безответственность придётся отдать 872,8 тысячи тенге.
  • Житель Туркестанской области приобрёл мебель в гостиную, которая не подошла по параметрам. Мебельный салон отклонил просьбу клиента об обмене продукции или возврате денег. На подмогу пришёл департамент ЗПП, и после направления письменной претензии состоялся обмен мебели на сумму 750 тысяч тенге.
  • Новый диван, купленный в магазине не подошёл домовладельцам из Жамбылской области по размеру. Они вернулись в салон, но там им отказали сделать обмен или вернуть деньги. Тогда потребители обратились в ДЗПП. Был подготовлен документ о возврате денег, так как потребители не смогли подобрать удовлетворяющий их товар. В итоге денежные средства в размере  360 тысяч тенге вернулись к хозяевам.
  • В Карагандинской области неисполнение договорных обязательств стало причиной потребительской жалобы в госорган. Горожанка заказала кровать, сделав предварительный взнос, но её ожидания так и не сбылись. К тому же мебельщик игнорировал требования клиентки о возврате денег. Правовая поддержка областного ДЗПП оказалась своевременной. Услугодателю пришлось возвратить все 350 тысяч тенге, выплаченных ему заказчицей. 

Бракованная техника 

Немало неприятных фактов происходит с покупателями техники, которая часто продаётся с дефектами. Это обнаруживается потребителями уже дома.

  • Так случилось с жителем Павлодарской области, купившим за 449,9 тысячи тенге некачественный телефон в магазине "Технодом". Продавец отказался принять обратно мобильное устройство. Областным ведомством была проведена проверка субъекта предпринимательства, вынесено предписание о возврате денежных средств потребителю. Предприниматель привлечён к ответственности в виде штрафа в 50 МРП. 
  • В Жамбылской области случилось подобное. Новый сотовый телефон стоимостью 205 тысяч тенге оказался неисправным. Даже при наличии акта сервисного центра о заводском браке в магазине покупателю отказали в возврате денег и обмене товара. Составленная в ДЗПП претензия возымела эффект – хозяин магазина вернул клиенту всю стоимость телефона.  
  • Схожие случаи имели место в Костанайской области и городе Астана, где положительно решился вопрос с возвратом 350 тысяч тенге за некачественную стиральную машину и 177 тысяч тенге за дефектный холодильник. А в Жетысуской области жителю вернули 76 тысяч тенге за пылесос ненадлежащего качества. 

На вкус и цвет товарищей нет

Бывает и такое, что приобретённая вещь после тщательных примерок оказывается не соответствующей размеру и вкусовым предпочтениям. И это не беда. У потребителя есть законная возможность вернуть продукцию в течение 14 дней при наличии чеков. 

  • Об этом знала астанчанка, которая купила пуховик, оказавшийся ей не в пору. Как и в предыдущих ситуациях, продавец не пошёл навстречу покупательнице, зато столичный департамент КЗПП помог ей отстоять её интересы. После запроса госоргана потребителю вернули 294 тысячи тенге.
  • Аналогичная история произошла с жительницей Акмолинской области. Она рассказала специалистам ведомства по горячей линии, что приобрела через акцию "Kaspi Жума" в интернет-магазине дублёнку. Когда верхняя одежда была доставлена, выяснилось, что размер не подошёл. Женщина просила местный департамент оказать содействие по возврату денег за товар. Представителю магазина были разъяснены права потребителя и обязанности продавца. Так, обращение потребителя было удовлетворено, 140 тысяч тенге возвращены. 
  • Алматинец подал жалобу на магазин шин для автомобилей. Он сделал заказ онлайн и оплатил его, однако товар по ошибке выдали другим лицам.   Мужчину проконсультировали в ДЗПП в части составления досудебной претензии, следствием стал возврат 120 тысяч тенге.
  • Если вы купили абонемент в тренажёрный зал, но у вас не было времени полностью использовать его ресурсы, не отчаивайтесь. В Караганде жителю вернули его финансы в сумме 185 тысяч тенге за неиспользованные дни в фитнес-центре. Но это произошло только после того, как он направил в адрес предпринимателя письменную претензию, подготовленную не без помощи областного департамента по защите прав потребителей. 

Напомним, жалобу о нарушении потребительских прав можно подать с помощью онлайн-сервиса "E-tutynushy". Консультация специалистов Комитета осуществляется по телефонам бесплатной горячей линии: 8 (717) 274-98-32, 8 (717) 274-98-36.