Об этом сегодня заявил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков на коллегии Минторговли.

Законопроектом в целях обеспечения всесторонней защиты прав потребителей предлагается ввести в систему защиты прав потребителей новые общественные институты, дебюрократизация рассмотрения жалоб потребителей, а также внедрить инструменты мотивации к добровольному разрешению спора между субъектами рынка, включая сегмент онлайн торговли.

Предлагаемые поправки позволят достичь высокого уровня удовлетворённости гражданами государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей. Разработка данного законопроекта реализовывалась в составе рабочей группы, в которую вошли руководители Комитета, общественных институтов защиты прав потребителей, научные деятели, представители НПП "Атамекен", ассоциации "Цифровой Казахстан", центральных госорганов и общественники-практики.

В начале доклада были обозначены основные функции Комитета по обеспечению реализации государственной политики и межотраслевой координации госорганов в сфере защиты прав потребителей.

C прошлого года в рамках межотраслевой координации в сфере защиты прав потребителей совместно с "КазСтандартом", на основании результатов анализа поступивших обращений разработаны 85 национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения.

Председатель комитета отметил, что всего за первое полугодие 2023 года поступило более 17 тысяч обращений, тогда как в прошлом году их было чуть более 11 тысяч. Наибольший темп роста количеств жалоб со стороны потребителей наблюдается в сфере электронной торговли. Только за 6 месяцев текущего года в комитет и территориальные департаменты поступило более 4000 жалоб в сфере электронной торговли. В прошлом году их количество было менее тысячи.

Помимо электронной торговли жалобы поступают и в сфере розничной торговли, бытовых услуг, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания и услуг связи.

Стоит отметить, что комитет обрабатывает все обращения в оперативном порядке. По всем 17 458 обращениям, поступившим за 6 месяцев текущего года, приняты соответствующие меры, и потребителям вернули их деньги на общую сумму 411 млн тенге.

В завершении доклада объявили итоги работы территориальных департаментов за II квартал текущего года и выставили рейтинг на основе системы сбалансированных показателей. В первую тройку вошли территориальные департаменты: г. Алматы, Костанайская и Западно-Казахстанская области.

Руководителям департаментов Атырауской, Жетысуской и Акмолинской областей рекомендовали усилить показатели своей деятельности.

Также основными задачами комитета до конца года определены:

  • сопровождение новой редакции проекта Закона "О защите прав потребителей" в мажилисе парламента;
  • изучение общественного мнения сферой защиты прав потребителей (социсследования);
  • проведение межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей в целях обсуждения проблемных зон; подготовка аналитического доклада правительству о состоянии дел в этой сфере.

Главным вектором реформирования системы защиты прав потребителей является балансирование интересов и глубинная перестройка отношений в триаде "гражданин – бизнес – государство", – отметил руководитель комитета.