Недавний пост Ермека Турсунова в Facebook вызвал большой резонанс в обществе. Режиссёр высказал мнение относительно развития культуры страны и привёл в пример казахстанских селебрити Баян Алагузову, Кайрата Нуртаса и Торегали Тореали как современных деятелей киноиндустрии:

– "Мир вообще переживает сейчас глубокий кризис в сфере культуры. Ситуация в нашей стране в этом смысле довольно типична. В обществе не осталось духовных лидеров. Казахстан должен побороть статус культурной провинции мира. У нас до сих пор нет ни одного Нобелевского лауреата по литературе. Нет ни одного лауреата Пулитцеровской премии. У нас нет ни одного мыслителя мирового уровня... Убогая беззубая творческая интеллигенция и невзыскательный зритель (слушатель, читатель), который "схавает" любую поделку. Сегодня знаковыми людьми культуры Казахстана стали такие люди, как баянесентаева, кайратнуртас, тореали и прочие. Если у нас такие культурные маяки, то что мы за народ?"

Ответная реакция от Баян Алагузовой стала не менее громкой:

– "Какая честь, меня назвали главным деградантом целой нации! Господин Турсунов, вы уже много лет с завидным постоянством задеваете мою честь и достоинство. У меня к вам вопрос: у вас и правда настолько синдром "маленького члена", что вам не лень так долго бороться со мной и моим творчеством? И кто вам дал право судить целую нацию, вы, что, судья? Я больше чем уверена, вы не смотрели ни одной моей картины, которые так любит, с ваших слов, деградированная нация. Так мой вам совет: вы в общественном совете лучше решайте вопросы коррупции, и если вы уж такой смелый, освободите политзаключённых, обеспечьте соцгарантиями всех несчастных матерей, детей, инвалидов, постройте фабрики и заводы, создайте рабочие места и не забудьте спросить у деградированной нации, почему они так часто стали выходить на площади? (Видимо, насмотрелись моих фильмов.) И только потом учите нашу нацию эстетике своих фильмов, которые я, в свою очередь, посмотрела и отношусь к вашему творчеству с большим уважением, у меня ведь нет комплекса маленького ч…. , мне легко принимать чужую славу, талант и успех.

P.S. Я сменила фамилию, в следующий раз будьте более внимательны. "Даже врага надо уважать", – сказал Бейбарыс, наш с вами великий предок".

Одни поддержали мнение режиссёра о деградации казахстанской культуры, в том числе кинематографа, другие встали на сторону кумиров. По этому поводу представители самой крупной сети кинотеатров страны Kinopark-Kinoplexx Theatres обозначили своё видение произошедшего инцидента и развития отечественного кино.


Директор по маркетингу компании Kinopark Салтанат Джекебаева / Фото Алмаза Толеке специально для informburo.kz

Мы с огромным уважением относимся к творчеству этих талантливых людей. Все фильмы, созданные ими, имели прокат в наших кинотеатрах. На моей памяти фильм "Шал" Ермека Турсунова, обладателя многих престижных международных премий, прошёл с большим успехом в нашей сети, и тому было подтверждение - восторженная реакция зрителей. У Баян Алагузовой создано не меньше прекрасных картин, о чем говорят достойные сборы. Судя по этим фильмам, она это делает очень хорошо. С одной стороны, я понимаю Ермека Турсунова. Он, окончивший ВГИК, считает, что в кино должны приходить профессионалы, окончившие академические творческие вузы. С другой стороны, Баян Алагузова – продвинутый, разносторонний человек. Начинала свою творческую деятельность как продюсер, телеведущая и писатель и теперь занялась режиссурой. И это её выбор, ведь каждый имеет право на самовыражение и реализацию. Мне нравится выражение одного известного деятеля: "Это всегда кажется невозможным, пока не будет сделано".

"Они проявляют себя каждый по-своему, экспериментируют в разных жанрах, будь то драма или комедия, мюзикл или триллер. Но в целом выигрывают все – производители, зрители, кинотеатр. Если продукт получился качественным, то он всегда найдёт отклик, независимо от того, кто его создал. Мы любим кино, свою работу и умеем слышать диктуемые требования. Хотим, чтобы каждый пришедший к нам зритель в кинотеатре чувствовал себя комфортно и уютно. Все залы выполнены по мировым стандартам, это позволяет аудитории сконцентрировать внимание исключительно на экран. В этом мы видим наш приоритет", – считает директор по маркетингу компании Kinopark-Kinoplexx Theatres Салтанат Джекебаева.

Репертуар кинотеатров очень разнообразен и ориентирован на взыскательного, искушённого зрителя. Это коммерческие фильмы, мейнстримы, артхаус, документальное кино, различные постановки мировых театров, фильмы на языке оригинала. Если зритель заинтересовался, то фильмы прописываются надолго. Тому есть яркие примеры: документальный фильм о жизни прославленного оперного певца Лучано Паваротти с успехом прошёл в нашей сети, имел успешную прокатную судьбу. Буквально на днях начался прокат другой документальной картины казахстанского производства – "Каламгер", рассказывающий о яркой плеяде выдающихся казахских писателей и поэтов 20-го века.

Часто в преддверии многих фильмов мы проводим специальные выставки, что даёт возможность зрителю быть более осведомлённым, информированным – одним словом, быть в режиме происходящих событий.

Можно сказать, что кинотеатр в каком-то роде является общественно-воспитательным институтом. Мы стараемся прививать хороший вкус зрителю, показываем кино в разных жанрах и направлениях, развиваем нашего зрителя, влияем на культурный уровень населения. В этом заключается положительное начало нашей работы".

Любят ли казахстанцы наше кино?

Ежегодно в кинопрокат выходят порядка 20-30 казахстанских фильмов. В их числе находятся как картины "Казакфильма", так и картины независимых коммерческих студий. Наша приоритетная задача как кинопоказчика заключается именно в поддержке отечественного кино. На сегодняшний день кассовые сборы фильмов, созданных в Казахстане, часто аналогичны выручке многих голливудских картин, что, несомненно, радует нас. В данный момент в стране насчитывается 341 зал, и чем больше будет кинотеатров в различных городах, тем казахстанское кино будет более востребованным и успешным. По нашему мнению, потенциал Казахстана составляет 1500-2000 кинозалов.

"По данным Kinopark-Kinoplexx Theatres, отечественные фильмы составляют 10%-15% от общих кассовых сборов, и, по прогнозам компании, в течение 5 лет показатель увеличится до 50% (подобно таким странам, как Корея и Япония)", – рассказала Салтанат Джекебаева.

Самые кассовые отечественные фильмы за весь период современного казахстанского проката:

Название фильма/год выпуска

Продюсер

Общий сбор по Казахстану (тенге)

«Бизнес по-казахски в Африке» (2019 г.)

Нурлан Коянбаев

772 386 440

«Бизнес по-казахски в Америке» (2017 г.)

Нурлан Коянбаев

581 000 000

«Брат или брак 2» (2019 г.)

Куралай Анарбекова

514 955 680

«Брат или брак» (2017 г.)

Куралай Анарбекова

454 539 600

«Кудалар» (2018 г.)

Нуртас Адамбай

420 000 000

«Келинка Сабина» (2016 г.)

Нуртас Адамбай

404 416 000

«Келинка Сабина» (2014 г.)

Нуртас Адамбай

348 000 000

«Бизнес по-казахски» (2016 г.)

Нурлан Коянбаев

299 700 000

«5 причин не влюбиться в казаха» (2017 г.)

Асель Садвакасова

248 248 700


Читайте также: Как ходить в кино почти бесплатно? Обзор спецпредложений Kinopark

В каком состоянии находится отечественный кинематограф и что делает компания Kinopark-Kinoplexx Theatres для его поддержки?

По словам Салтанат Джекебаевой, казахстанское кино с каждым годом становится лучше:

Всего 20 лет прошло с того момента, как в Казахстане возродили отечественный кинематограф. За это время наше кино эволюционировало в более качественный продукт. Хочу отметить и тот факт, что зритель тоже меняется. Он стал более информационно продвинутым, прогрессивным. У него появилась возможность увидеть лучшие мировые шедевры, что выходят в мировом пространстве, как говорится, идёт в ногу со временем. Это радует и вселяет надежду, что киноиндустрия будет дальше развиваться и совершенствоваться. Мы в это абсолютно верим. Поэтому с утверждением о деградации мы не совсем согласны, так как наблюдаем интерес зрителя как к высокохудожественным картинам, которые нашли признание на мировых ведущих кинофестивалях, так и к лёгкому, развлекательному контенту, в числе которых и казахстанские фильмы. В комедиях Нурлана Коянбаева, Асель Садвакасовой, Нуртаса Адамбаева, выше упомянутой Баян Алагузовой нет призыва к деструктивным действиям или негативу, наоборот, кинематографисты в комедийной форме рассказывают о жизни нашей страны, особенностях нашего менталитета, по-доброму указывают на многие недостатки.

Кроме того, общемировая тенденция такова, что именно лёгкий жанр является локомотивом для всей киноиндустрии. Именно комедии приносят стабильно высокую выручку, благодаря чему и создаются новые площадки. Казахское кино развивается в одно время с голливудским. В этой конкуренции наше кино не просто выдерживает, но и развивается семимильными шагами, порой рискуя собственными средствами, вложенными в создание продукта. Поймите, казахстанский зритель разборчив, и далеко не все фильмы, которые выходят в прокат кинотеатров, пользуются популярностью – лишь 2-3% . Выпускайте кино, которое будет волновать, радовать, вызывать сопереживание у зрителя. Мы любим кино. Мы любим казахстанское кино.

Читайте также: "Тайна печати дракона": Стоит ли смотреть российско-китайский фильм с Джеки Чаном и Шварценеггером?