Air Astana набирает высоту: казахстанский авиаперевозчик удвоил прибыль и делает ставку на Китай, Индию и ИИ
На Лондонской фондовой бирже 15 сентября прошёл День рынка капиталов 2025. Событие интересно тем, что впервые после своего IPO группа компаний Air Astana озвучила институциональным инвесторам, аналитикам и представителям ведущих банков актуализированную стратегию развития. В ходе презентации было представлено видение стратегии роста и концепции двухбрендовой модели, а также обозначены перспективные рыночные возможности и планы по наращиванию парка воздушных судов.
Это был не просто отчёт о цифрах. За сухими показателями – история о том, как авиакомпания выстраивает устойчивость бизнеса в непростых условиях, расширяет географию полётов и делает ставку на технологии, которые будут определять её будущее.
Финансовые результаты
Согласно озвученным данным, за первые шесть месяцев этого года группа увеличила выручку на 12%, до 658,2 млн долларов. Операционная прибыль (EBITDAR), то есть прибыль до вычета аренды, амортизации и налогов, выросла на 24%, до 157 млн долларов. А чистая прибыль составила 10,7 млн, это в два раза больше, чем годом ранее.
Показатель EBITDAR (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, Amortization, and Rent) часто используется в авиации: он показывает операционную прибыль до вычета аренды, амортизации и налогов и наглядно отражает, насколько эффективно авиакомпания управляет своими ресурсами.
Пассажиропоток тоже пошёл вверх: перевезено 4,5 млн человек, что на 11,6% больше. При этом загрузка кресел осталась на высоком уровне – 81,7%.
Для полноты картины: доход на пассажиро-километр снизился почти на 5%, расходы – на 6%. При этом на счетах компании к 30 июня было 531,6 млн долларов, а долговая нагрузка оставалась низкой – 1,3 раза к операционной прибыли.
Ослабший тенге, военные конфликты и дефицит двигателей
Курс тенге ослаб, в разных регионах закрывалось небо из-за военных конфликтов, а мировая авиация столкнулась с проблемами двигателей Pratt & Whitney – речь о трещинах в лопатках компрессора, из-за которых по всему миру десятки авиакомпаний вынуждены были приостанавливать эксплуатацию части флота. Из-за этих технических проблем у авиакомпаний по всему миру возник дефицит исправных двигателей, что привело к отменам и задержкам рейсов.
Несмотря на это, Air Astana удалось избежать сбоев. Во-первых, компания оперативно перераспределяла рейсы, выбирая более прибыльные направления. Во-вторых, сработало так называемое естественное хеджирование: доходы поступают в долларах и евро, а значительная часть расходов – в тенге, включая зарплаты, техническое обслуживание и наземное обеспечение. Это создаёт своего рода валютную подушку: когда тенге дешевеет, компания выигрывает за счёт разницы курсов. Это помогло сгладить последствия колебаний курса.
Что касается двигателей: казахстанский перевозчик заблаговременно отправил самолёты на простой в менее загруженные месяцы. Кроме того, компания закупила 13 запасных двигателей и взяла в аренду пять дополнительных самолётов. Это дало возможность не только сохранить, но и расширить расписание в пиковый летний период.
Проблема с двигателями, по прогнозам, может сказываться на отрасли ещё до полутора лет, однако соглашение о компенсациях от Pratt & Whitney частично покрывает связанные с простоем расходы.
Акцент на Китай и Индию
Особенно у Air Astana выросли международные перевозки: +25% к прошлому году. Китай стал самым быстрорастущим рынком: число рейсов туда выросло с 3 до 30 в неделю. Весной запустили маршруты в Гуанчжоу и Инин (Кульджа), образовав "часовой воздушный коридор" между Казахстаном и Синьцзяном. Рост в Китае обеспечен новым партнёрством с China Southern Airlines: соглашение добавило около 50 рейсов в неделю и расширило возможности для стыковок.
В Индии активно развивается маршрут в Мумбаи. Запущенный весной, он быстро набрал популярность – теперь рейсы выполняются пять раз в неделю, а к концу года планируется ежедневное сообщение. Он дополнил уже существующие рейсы в Дели.
Также увеличено число рейсов в Турцию, Грузию, Черногорию, Вьетнам и Европу – теперь в рамках код-шеринга с Lufthansa туда можно улететь и из Алматы.
Два типа самолётов: унификация и гибкость
К середине 2025 года в парке группы – 61 самолёт, но важнее не количество, а унификация (это когда используют ограниченные типы самолётов, чтобы упростить их эксплуатацию). Air Astana завершила вывод из парка Embraer и теперь использует только два типа воздушных судов – Airbus A320 и Boeing 767. Это значительное упрощение: меньше типов – меньше затрат на обучение пилотов, механиков, техническое обслуживание и запчасти. Такой подход даёт гибкость при планировании маршрутов: экипажи и техника легче переключаются между рейсами, не теряя в скорости и качестве.
Шесть лайнеров Airbus A321LR модернизировали, установив дополнительные топливные баки. Теперь они могут летать дальше – например, по маршрутам Алматы – Лондон и Алматы – Франкфурт. А уже в марте 2026 года именно эти самолёты выйдут на новую дальнемагистральную линию Алматы – Токио.
Air Astana предложит сервис для авиакомпаний
В июне была зарегистрирована дочерняя компания – Air Astana Terminal Services. Она будет оказывать наземное обслуживание для других авиакомпаний, включая в том числе противообледенительную обработку воздушных судов. Теперь Air Astana сможет дополнительно зарабатывать на сервисе. Пока структура начнёт работу в Алматы, но планируется расширение на другие города.
Параллельно компания нарастила мощности внутреннего центра техобслуживания: теперь здесь могут одновременно ремонтировать и проверять до трёх самолётов (C-check). А до конца года заработает второй полноразмерный тренажёр Airbus A320. Он нужен, чтобы пилоты тренировались на реалистичных сценариях полётов и отрабатывали сложные ситуации без риска для пассажиров – так компания повышает уровень подготовки экипажей.
И куда без искусственного интеллекта
В первом полугодии компания открыла внутреннюю лабораторию ИИ, которая уже помогает ускорять и упрощать работу. С апреля заработала система автоматического составления графиков экипажей: алгоритмы подбирают удобные сочетания рейсов для пилотов и бортпроводников, благодаря чему планирование идёт быстрее, а нагрузка распределяется эффективнее.
Другой проект – платформа, которая в режиме реального времени следит за расходом топлива и помогает его снижать. За счёт этого компания рассчитывает сократить потребление керосина на 2%, а программа Fuel Tankering уже сэкономила более 6 млн долларов за год.
Уверенный взгляд в будущее
Судя по итогам полугодия, у авиакомпании есть все основания для уверенности: рост, новые рынки и ставка на технологии дают прочный фундамент для будущего.
До конца 2025 года её флот увеличится до 63 самолётов, а к 2029-му – до 84. Компания планирует удерживать высокую операционную маржу и контролировать долговую нагрузку. Air Astana уже провела первый этап обратного выкупа акций на 8,2 млн долларов, а на втором этапе к 30 июня 2025 года выкупила ещё 1,2 млн акций на 1,8 млн долларов.
Подробно ознакомиться с презентацией группы компаний Air Astana на Дне рынка капиталов в Лондоне можно здесь.