Вырубку берёзовой рощи в Карагандинской области объяснили экономической выгодой
Заказчик строительства магистрали, ради которой планируют вырубать деревья, признал, что у них нет и не было альтернативных чертежей прокладки автодорогиДиректор карагандинского филиала АО "КазАвтоЖол" Игорь Гафтон провёл пресс-конференцию, на которой пояснил, из-за чего автомагистраль, ради которой строители намерены вырубить берёзовую рощу, нельзя, по его мнению, построить в степи, простирающейся на много километров вокруг. Он также рассказал, почему об общественных слушаниях сама общественность узнала постфактум.
Новую дорогу строят близ Пришахтинска, одного из районов Караганды, по госпрограмме "Нурлы жер". По плану магистраль должна соединить трассу Караганда – Темиртау и строящийся вокруг областного центра Северо-Восточный обход.
Проблема заключается в том, что участок этой дороги проходит через посаженную несколько десятков лет назад рощу. Чтобы магистраль прошла по намеченному пути, часть рощи необходимо вырубить. Однако карагандинцы считают, что вокруг рощи достаточно места для того, чтобы дорогу могли построить без ущерба для природы региона. Игорь Гафтон отметил, что полностью обойти лесной массив не представилось возможным.
"Два участка дороги стыкуются на пришахтинской транспортной развязке. Эти участки попадают в лесной массив площадью 13,6 га. Это общая площадь, на которой будут вестись дорожно-строительные работы. Покрыты лесом из них 2 га. Вырубке подлежит часть, где будет стыковка дороги, – 38 кубометров. Порядка 140 деревьев всего. Проектирование шло с 2014 года, завершено в 2015-2016 годах. Проекты рассматривались на технических и научно-технических советах. Полностью обойти лесной массив не представлялось возможным, так как это узловая точка развязки. Когда это стало известно, мы обратились в областной акимат, где была создана комиссия, работающая на постоянной основе. Мы уже непосредственно с исполнительным органом выезжали на место, там в основном сосны. Берёзовая роща чуть дальше. Мы смотрели, каким образом пройдёт дорога, чтобы максимально сохранить лесной фонд, корректировали максимально трассировку", – рассказал Игорь Гафтон.
Тем не менее он сообщил, что на технических советах альтернативные карты-схемы строительства дороги представлены не были, а вместо этого обсуждались устно. По его словам, ни один из возможных вариантов не подходил, так как был бы небезопасным. Чем именно могла быть опасна дорога, для строительства которой не нужно было бы вырубать деревья, он объяснить не смог. Однако отметил, что строительство дороги через рощу будет стоить меньше денег.
"Проложить трассу через рощу экономически целесообразно, так как это наиболее короткий путь. Люди в государственной комиссии считают каждую копейку, и, если бы в нашем проекте были необоснованные расходы, то он бы просто не прошёл", – пояснил Игорь Гафтон.
Ещё один спорный вопрос, возникший вокруг строительства магистрали, – общественные слушания, на которых должны были решать, стоит ли рубить рощу. Ни карагандинские общественники, ни журналисты о них не знали, а Гафтон тем временем утверждает, что они проходили трижды. В доказательство своих слов он показывает копии протоколов слушаний 2015, 2016 и 2017 годов. Однако ни в одном из них не указаны замечания и пожелания, которые выражали присутствующие. Также в протоколах отсутствуют подписи участников. Вместо этого к ним прикреплены регистрационные листы с фамилиями, подписями и номерами телефонов пришедших, на которых нет ни дат, ни печатей.
"О каждом из слушаний мы объявляли в газете "Индустриальная Караганда", согласно регламенту. На всех заседаниях задавались вопросы о нашей деятельности, о том, как пройдёт дорога. Мы давали на них ответы. По итогам трёх слушаний было вынесено предложение увеличить количество деревьев для компенсационной высадки с 1933 до 4000. Мы согласились", – сообщил Игорь Гафтон.
В проекте оценки воздействия на окружающую среду, разработанном проектировщиком автомагистрали "Кустанайстройдорпроект", в разделе о защите растительного мира нет данных ни о вырубке, ни о количестве деревьев в роще, через которую планируют пустить дорогу.
Цифры, которые привёл Игорь Гафтон по деревьям, несколько разнятся с цифрами директора КГУ "Карагандинское хозяйство по охране лесов и животного мира" Махсата Муханова. По словам Игоря Гафтона, вырубке подлежит 140 деревьев, пересадить планируют 1400, а в качестве компенсации высадят 4000 саженцев. По данным же чиновника, вырублено будет 2 га рощи, из них – 38 кубометров берёзы, 41 кубометр сосны, 42 кубометра клёна, 182 кубометра вяза.
1400 сосен и берёз на этом участке будут пересажены, так как это деревья ценных пород.
На эту работу будет выделено 28 млн тенге, помимо 6 млн, которые будут направлены в бюджет в качестве компенсации.
На вопрос, можно ли изменить план строительства дороги таким образом, чтобы роща оказалась нетронутой, Игорь Гафтон ответил отрицательно. Однако пообещал организовать ещё одну встречу с журналистами и общественностью, к которой он подготовит карты-схемы альтернативных вариантов строительства дороги, а также детально пояснит, почему выбранная трассировка наиболее удачна.
Вырубать деревья и прокладывать магистраль пока не начали. Приступить к делу подрядчик планирует примерно через месяц.
Реакция карагандинцев однозначна: горожане встревожены тем фактом, что ради магистрали собираются вырубить лес.