Вице-министр образования Шолпан Каринова прокомментировала смерть педагога во время Национального квалификационного тестирования учителей в Академии транспорта и логистики в Алматы.

Это произошло 14 апреля. Педагогу было 48 лет.

"Выражаю соболезнование родным и близким нашего коллеги. Управление образования города Алматы окажет необходимую помощь семье. Известно, что у нашего коллеги было хроническое заболевание, он состоял на учёте по болезни сердца. Представители сферы образования навестили родных, которые поделились, что наш коллега плохо чувствовал себя в последнее время, и утром в день сдачи тестирования у него было плохое самочувствие. Родные советовали остаться дома", – написала она в Facebook.

Она напомнила, что в случае плохого самочувствия педагоги могут не приходить или перенести дату тестирования, и сообщила, что умерший учитель впервые приступил к работе педагога с 1 сентября 2020 года. 

"Поэтому как начинающий учитель работал без категории, и у него не было необходимости проходить аттестацию. По нашей информации, учитель зарекомендовал себя как грамотный и талантливый педагог. По словам родных, он был уверен в своих знаниях. И поэтому записался на НКТ досрочно. На фоне такой печальной новости в соцсетях активно распространяются фейки о якобы нескольких случаях суицида педагогов. Это ложная информация", – отметила Шолпан Каринова.

Она напомнила, что процедура подтверждения квалификации педагога действует уже давно, и процедура её проведения менялась, исходя из запросов времени. Педагогу, который ежегодно совершенствует свои знания, не составит труда раз в пять лет подтверждать свою квалификацию, считает вице-министр, отмечая, что в случае, если педагог не проходит аттестацию, он продолжает работать. Аттестация влияет на получение доплат. 

"Квалификация педагога напрямую влияет на качество преподавания и знания детей. Заработная плата педагогов растёт ежегодно. Вместе с этим растут требования родительской общественности. Поэтому инструменты проверки компетенции педагогов требуют постоянного совершенствования. Кстати, до 2018 года действовала другая система аттестации. Тогда были вторая, первая и высшая категории. И доплаты были следующие: для второй – около 5000 тенге, для первой – более 7000 тенге и для высшей категории – 17 000 тенге", – пояснила представитель МОН.

По её данным, новая система аттестации работает с 2018 года. Согласно ей, суммы доплат за квалификационные категории составляют от 30 до 50% от оклада. Например, если педагог-мастер получает 300 тысяч тенге, то надбавка может составлять 90 тысяч и более. Новая система аттестации дала возможность на десятки, а то и на сотню тысяч тенге повысить общую оплату труда педагога в зависимости от уровня мастерства.

"Согласно правилам, педагоги один раз в пять лет повышают или подтверждают свою квалификацию. Нужно понимать, что если педагог не проходит тестирование в первый раз, то у него есть возможность его пересдать. И самое главное: педагог, не прошедший тестирование, не теряет работу, он дальше продолжает работать. Для удобства педагогов аттестация проводится два раза в год. До 2018 года эту аттестацию проходили всего один раз в год. К примеру, если в начале года учитель не проходит тестирование, то у него есть вторая возможность пройти тестирование с октября по декабрь этого же года. При этом каждый педагог имеет право выбрать любую дату, любое время для сдачи тестирования. Сейчас мы наблюдаем, что педагоги массово проходят аттестацию досрочно. Хотя это необязательная процедура. Но мы понимаем, что она нужна педагогам в качестве финансовой мотивации", – рассказала Шолпан Каринова. 

Она отметила, что педагог сдаёт тесты только по школьной программе. Это минимальные требования государственного образовательного стандарта. Это те программы, по которым учитель ежедневно преподаёт ученикам. Другого от педагогов на тестировании не требуется.

"Почему важно проводить тестирование? Например, педагог работает в школе по программам 5-6 классов и ведёт математику в течение нескольких лет. Через некоторое время он может начать вести предмет в старших классах. Тогда учителю, привыкшему работать только в 5-6 классах, будет очень сложно вспомнить программу 9, 10 или 11 классов. Поэтому важно постоянно обновлять свои теоретические знания, вспоминать всю школьную программу, начиная с 1 по 11 класс, по своему предмету. Это нужно для профессионального развития педагога", – пояснила вице-министр.


Читайте также: Глава МОН: В школах не будут работать выпускники вузов, которые не пройдут квалификационное тестирование


По её словам, с прошлого года в педагогических вузах и вузах, которые имеют педагогические специальности, ввели Национальное квалификационное тестирование. Это важно, поскольку, придя в школу, выпускник вуза, будучи молодым педагогом, работает со школьной программой и с детьми. В прошлом году тестирование прошли 32 тысячи выпускников. Из них НКТ смогли сдать только 10%. Поэтому МОН повышает требования и к вузам, которые готовят будущих педагогов. 

"Национальное квалификационное тестирование – это экзамен на знание своего предмета. Сдав его один раз в пять лет, на протяжении пяти лет педагог получает доплаты. К сожалению, если учитель плохо знает предмет, плохо сдаёт экзамен, как следствие, дети получают знания не на должном уровне. Этого нельзя допускать. Мы вместе с самими педагогами работаем над тем, чтобы повышать их профессиональный уровень. Ведь качество знаний детей, в первую очередь, зависит от качества и уровня квалификации педагога", – заключила Шолпан Каринова.