"Охранные мероприятия (сайгаков – Авт.) осуществляются на территории около 123 млн га. С начала 2000-х годов ареал обитания сайгаков увеличился более, чем в три раза. С увеличением плотности популяции сайги, сайгаки стали разбиваться на мелкие группы. В результате охрана всех сайгаков в ареале их обитания стала невозможна. В настоящее время сайгаки до тысячи особей наблюдаются в ЮКО и Жамбылской областях, где раньше наблюдались лишь единичные особи", - сообщил исполняющий обязанности председателя лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Кайрат Устемиров в ходе совещания по выработке госорганами общих подходов по охране сайгаков.

По его словам, для охраны животных созданы мобильные группы, оснащённые всем необходимым. Для качественной охраны территорию разделили на 22 участка. Устемиров отметил, что за группами инспекторов закреплены участки, на которых охранные мероприятия проводятся маршрутным методом в зависимости от передвижения сайгаков, а также по получению оперативной информации. В то же время, и.о. председателя комитета особо остановился на проблеме браконьерства.

"Считаем, что одним из условий, способствующих выявлению, является лояльность принимаемых судебных решений. В основном судами практикуется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, в 2013 году из 46 уголовных дел реальные сроки получили только двое обвиняемых , проходивших по одному уголовному делу. В 2014 году из 71 уголовного дела к реальному сроку приговорено по одному делу четыре человека. В 2015 году из 85 уголовных дел к реальному сроку приговорено по двум делам семь человек", - проинформировал Устемиров.

Помимо этого, в стадии расследования находятся 25 уголовных дел.

"Вещественные доказательства: орудия незаконной охоты, средства передвижения по приговору суда конфискованы в доход государства. Вопрос конфискации зачастую остаётся неудовлетворёнными. Так, из 96 единиц задержанной автотехники судами конфисковано всего лишь 13. Зачастую браконьеры используют транспортные средства по доверенности. Поэтому суды не налагают на них конфискацию. В результате машины возвращаются владельцам, впоследствии они вновь используются в браконьерстве. Кроме того, практикуется наказание в отношении одного члена группы, а остальные проходят как свидетели", - уточнил он.

Также Устемиров заявил, что практически определён круг лиц, которые занимаются незаконным промыслом сайгаков из-за рогов.

"Это подтверждается размещаемыми объявлениями об их скупке. Необходимо отметить, что общими усилиями практика размещения таких объявлений прекращена. Рынок сбыта внутри республики и контрабанда в другие страны представляет собой фактор риска сохранения сайгаков. Для решения данной проблемы необходимо вмешательство правоохранительных органов с целью раскрытия скупщика рогов, найти цепочки сбыта рогов, вплоть до вывоза за границу", - пояснил он.

Помимо этого, Устемиров считает, что требуется усиление взаимодействия всех заинтересованных структур, так как браконьерство на сайгаков приняло формы организованной преступности.

Напомним, в октябре 2015 года сообщили, что браконьеры застрелили полсотни сайгаков в Актюбинской области. Нанесённый ущерб составил 2,2 млн тенге. 

Отметим, что популяция сайги в Казахстане сильно уменьшилась и без вмешательства человека. С середины мая стали поступать сообщения из трёх областей Казахстана - Костанайской, Акмолинской и Актюбинской - о массовом падеже сайгаков. По данным Министерства сельского хозяйства, погибли 134 тысячи голов сайгаков. Была создана республиканская комиссия по выявлению причин гибели животных. Предположительная версия - пастереллёз

В Министерстве сельского хозяйства не исключают, что массовый падёж сайгаков может повториться в этом году.