В Казахстане пересмотрели показатели эффективности деятельности руководителей государственных организаций образования, сообщил министр просвещения Гани Бейсембаев в ответе на запрос депутатов мажилиса.

По его словам, на сегодня ротации подлежат первые руководители, возглавляющие одну организацию образования в течение семи лет. Для проведения ротации используются показатели эффективности работы первого руководителя, которые на сегодняшний день пересмотрели.

"Суть ротации в том, что ротируются эффективные руководители, а неэффективные руководители не могут быть ротированы, поскольку результаты их деятельности не обеспечивают повышение качества образования. Для этой категории руководителей нормативными документами предусмотрены другие меры. Это аттестация руководителей, которая проводится один раз в три года согласно Трудовому кодексу, предусматривающему карьерный рост руководителей, исходя из их мотивации. Кроме того, деятельность руководителей школ по обеспечению качественного образования подвергается внешнему мониторингу – МОДО", – говорится в ответе.

За 2023 год в Казахстане ротировали 225 первых руководителей организаций образования. Согласно сведениям Национальной образовательной базы данных, из 6503 директоров квалификационную категорию "руководитель-лидер" имеют 363 человека, "руководитель-организатор" – 950, "руководитель-менеджер" – 716 человек. 4474 директора не имеют квалификационную категорию.

"В зависимости от присвоенной категории директор получает ежемесячную доплату в размере 30%, 70%, 100% от должностного оклада за категорию. Кроме этого, так же, как и у учителей, ежегодно на 25% увеличивается сам должностной оклад директора школы и его заместителей. С 2024-го по 2027 год предусмотрено поэтапное повышение заработной платы руководителей государственных организаций дошкольного, начального, основного среднего и общего среднего, дополнительного, технического и профессионального образования на 100%", – сообщил глава Минпросвета.

Он добавил, что на сегодняшний день в стране есть 811 свободных вакансий на должность директоров школ. Министерство утвердило нормы по отбору и подготовке лидеров изменений в образовании по модели Президентского молодёжного кадрового резерва.

Отбор лидеров изменений в образовании проводится в пять этапов:

  • І этап – тестирование на оценку компетенций;
  • ІІ этап – трёхуровневое обучение претендентов;
  • ІІІ этап – стажировка в ведущих школах страны;
  • IV этап – прохождение процедуры итогового оценивания;
  • V этап – собеседование с комиссией при министерстве в формате проективного интервью. Проективное интервью как метод оценки основан на предоставлении участникам сценариев или заданий, которое позволяет им проявить свои навыки, способности и реакции в различных ситуациях.

Читайте также: Отбор лидеров изменений в образовании: как попасть в педагогический кадровый резерв


В текущем году проект запустили в пилотном режиме среди заместителей руководителей школ. 

"По результатам собеседования успешно прошедшие слушатели в декабре текущего года получат сертификаты и будут включены в республиканскую базу кадрового резерва. Лица, зачисленные в кадровый резерв по рекомендации конкурсной комиссии, назначаются на должность первых руководителей государственных организаций образования без прохождения конкурсных процедур. С учётом результатов проекта с 2024 года планируется продолжить работу с заместителями директоров школ, а также привлечь педагогов, желающих развивать вертикальную карьеру", – заключил министр.