"В последние годы, занимаясь вопросами укрытия преступлений, уголовно-правовыми реформами и другими важными вопросами, надо признать проблему сексуального насилия. Её тенденции и масштабы остались вне поле зрения, как уже отметил Генеральный прокурор, государственных и правоохранительных органов, включая и органы прокуратуры. Вот почему сегодня мы просто обязаны показать реальную картину и сделать шаги к исправлению сложившейся ситуации", - отметил заместитель Генерального прокурора Нурмаханбет Исаев.

По его словам, проверки были проведены только в столице.

Всего, начиная с 2010 года, официально зарегистрировано более 17 тысяч преступлений сексуального характера. Но, по мнению российских учёных-криминологов, учтённые преступления этого вида имеют соотношения к латентным один к шести. Если применить эту методику у нас, то речь должна идти уже минимум о 100 тысячах таких преступлений.

"За последние пять лет регистрация этих преступлений, в том числе и в отношении детей, увеличилась вдвое. Всего, начиная с 2010 года, официально зарегистрировано более 17 тысяч преступлений сексуального характера. Но, по мнению российских учёных-криминологов, учтённые преступления этого вида имеют соотношения к латентным один к шести. Если применить эту методику у нас, то речь должна идти уже минимум о 100 тысячах таких преступлений. Причина их совершения кроется в целом комплексе проблем: от отсутствия системной профилактической работы в целом, до низкой эффективности деятельности правоохранительных органов, низкого профессионализма, как и сотрудников полиции так и, к сожалению, прокуроров низшего уровня", - отметил он.

Заместитель Генерального прокурора подчеркнул, что качество расследования и раскрытия преступлений сексуального характера вызывает немало нареканий. Так, по его словам, элементарные нарушения начинаются уже при регистрации заявлений потерпевших.

Установление насильника по описанию потерпевшей зависит во многом только от профессионализма сотрудников, который, к сожалению, находится на низком уровне. Взаимодействие между следствием и оперативными подразделениями УВД по этим видам преступлений существует, как показали эти проверки, только на бумаге.

"Не проводятся и другие важные действия, закрепляющие следы преступления. В результате, за пять лет приостановлено за неустановлением подозреваемых почти три тысячи уголовных дел. Можно ещё понять доводы сотрудников полиции о причинах низкой раскрываемости краж, совершаемых всегда тайком. Но, эти то преступления совершаются всегда открыто. Потому что, всегда есть потерпевшая сторона. И установление насильника по описанию потерпевшей зависит во многом только от профессионализма сотрудников, который, к сожалению, находится на низком уровне. Взаимодействие между следствием и оперативными подразделениями УВД по этим видам преступлений существует, как показали эти проверки, только на бумаге", - особо отметил заместитель Генерального прокурора и привёл конкретный пример.

Возникает вопрос, где его непосредственный начальник? Обязанный, и по совести и по закону, согласно статьи УПК, контролировать своевременность действий следователя. Создаётся впечатление, что начальники контролируют только то, что им выгодно и интересно.

"В августе прошлого года по факту очередного изнасилования следователь алматинского РУВД Астаны ограничился дачей криминальной полиции формального поручения на четверть листа, даже меньше, и получил от него такой же формальный ответ. Но, зато приобщил его к материалам дела и для отчёта всё оформил как положено. При этом одежда потерпевшей и образцы мазков не были изъяты, экспертиза не была назначена, не установлена автомашина, номер и марку которой она указала. Не произведена детализация телефонов и переговоров и другие многие действия. Возникает вопрос, где его непосредственный начальник? Обязанный и по совести, и по закону, согласно статьи УПК, контролировать своевременность действий следователя. Создаётся впечатление, что начальники контролируют только то, что им выгодно и интересно", - возмутился Исаев.

Помимо этого он остановился на официальной статистике.

За последние пять лет не установлено и ходят на свободе около трёх тысяч насильников, из которых свыше 150 - за развращение малолетних. 

"За последние пять лет не установлено и ходят на свободе около трёх тысяч насильников, из которых свыше 150 - за развращение малолетних. Ощущая свою вседозволенность, эти лица могут годами совершать тяжкие и особо тяжкие преступления, как это было в Костанайской области по делу Лесникова, совершившего в апреле 2014 года похищение, сексуальное насилие и убийство малолетней девочки. Всем вам это хорошо известно. Оно широко освещалось. Этот детоубийца по ходу расследования признался сам в совершении в 12 году сексуальных преступлений и убийстве ещё трёх женщин. В том числе, несовершеннолетней. К сожалению, нужно признать, что это результат непрофессионализма полиции. Так как он оказался в поле их зрения ещё после исчезновения первой жертвы из этих трёх", - добавил Исаев.