Генеральный прокурор РК Жакип Асанов ответил на вопрос: чем теперь занимаются прокуроры, освобождённые от проверок бизнеса и гражданских дел?

"В рамках подготовки к форуму мы просто взяли наугад 80 уголовных дел. А потом по этим делам решили узнать судьбу этих предприятий. Оказалось, из 80 предприятий 33 закрылись. Потеряны 800 рабочих мест. Тем самым я хочу сказать, какие последствия могут нести уголовные дела. В рамках нового закона мы лишили права прокуроров проверять по своей инициативе частный бизнес. Мы ушли из гражданского процесса. Когда спорят два частных лица, прокурору там делать нечего. И никто не должен иметь какие-либо привилегии в виде прокурорской поддержки. В этом случае у вас возникает вопрос: а чем они занимаются теперь?" – начал выступление Асанов на II форуме по защите бизнеса в Астане.

Как отметил Жакип Асанов, никаких сокращений в надзорных органах не было. При этом было принято решение усилить присутствие прокуроров в уголовном следствии. Тем самым в Генеральной прокуратуре среагировали на критику со стороны судов, которые были недовольны подготовкой государственных обвинителей.

"Сокращения же не было. Я хочу сказать, что нас (прокуроров, – Авт.) всегда не хватало в уголовном процессе. Прокуроры фактически готовились к судебному разбирательству на этапе передачи уголовного дела в суд. Поэтому суды всегда традиционно имели претензии к прокурорам. Почему? Потому что прокуроры не имели возможности качественно подготовиться к поддержанию государственного обвинения. Плюс в досудебном расследовании важно было вести качественный прокурорский надзор. Но на это у нас людей не хватало, потому что мы все ушли проверять бизнес, участвовать в гражданских делах и так далее. Весь этот штат и сотрудники переведены в уголовный процесс", – добавил Асанов.

По информации Асанова, сегодня 100% всех уголовных дел по тяжким, особо тяжким преступлениям охвачены процессуальными прокурорами. Речь идёт о порядке двух тысяч уголовных производств.

31 мая генеральный прокурор представил законопроект, который регламентирует основания и правила проведения проверок бизнеса. Теперь госорганы и прокурор будут вправе проверять бизнес только в случае, если какой-нибудь госорган нарушил права лиц, которые не могут самостоятельно защитить себя. Также прокуроры не вправе проводить личные расследования без одобрения генерального прокурора.