"При выполнении одной и той же услуги кому-то – одни правила, кому-то – другие. Необходимо убрать правила или просто унифицировать и всем сделать одни и те же правила, – предлагает Максим Сарсенов. – Мы возмущены привилегиями Uber. В некоторых странах его запретили. Значит, есть за что".

Максим Сарсенов говорит, что по работе Uber появляется много вопросов.

"Они это (что являются информационно-диспетчерской службой. – Авт.) говорят. Не скрывают, что не несут ответственность за пассажира, – говорит Максим Сарсенов. – Также, если вы посмотрите, любая транзакция – деньги уходят в Голландию. Там написано Uber BV".

"Другой вопрос: почему водители не должны проходить предрейсовый медицинский осмотр? Послерейсовый? Предрейсовый технический осмотр? Послерейсовый технический осмотр? Когда наш водитель едет, если его останавливают – проверяют, прошёл ли он медицинский осмотр. Здесь получается двойной стандарт".

По факту Uber выполняет услугу такси, но, несмотря на это, правила работы отличаются от тех, которые установлены официальным перевозчикам.


Фото из соцсетей
Председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер "Эко Taxi" Максим Сарсенов

"Они позиционируют себя как зарубежная компания. Мы так понимаем, чтобы не отвечать за пассажира, за его безопасность, чтобы не проходить медицинский осмотр, нужно работать, как UBER BV? Позиционируют они себя так или нет, фактически они оказывают услугу пассажирских перевозок. Услуга пассажирских перевозок чётко регламентирована законами РК. Каждый пункт соответствия, каждый пункт, который отражён в законе, несёт дополнительную стоимость. Почему при равных условиях предоставления услуги разное правовое поле? Мне непонятно", – говорит Максим Сарсенов.

Водители, которые обслуживают пассажиров через приложение Uber, являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Максим Сарсенов говорит, что нет должного контроля на наличие подлинности ИП водителя. 

"Почему нет контроля подлинности его ИП? Можно, получается, открыть ИП, закрыть и дальше работать? Где контроль наличия машины, и этот водитель осуществляет эту услугу или не этот? Тот, который на фотографии, или не тот?" – задаётся вопросом глава ассоциации.

Юрист, магистр юридических наук Бахтияр Галимжанов объясняет, что Uber не является такси.

"По сути, мобильное приложение Uber выполняет функцию информационно-диспетчерской службы такси. В соответствии с законом, это служба, создаваемая перевозчиком или иным лицом для обработки заказов клиентов и их передачи водителю такси, в том числе с помощью приложений", – разъяснил Бахтияр Галимжанов.


Фото из социальных сетей
Юрист, магистр юридических наук, член Казахстанского союза юристов Бахтияр Галимжанов

Бахтияр Галимжанов считает, что Uber обязан заключать договор только с перевозчиками, включёнными в реестр таксистов. А услуги может оказывать только после соблюдения водителем требований, указанных в законе: прохождение предрейсового техосмотра автомобиля, предрейсового и послерейсового медосмотра шофёра, обеспечение своевременной замены такси в случае его неисправности и соблюдение режима труда и отдыха таксиста.

"Получается, что компания-собственник мобильного приложения Uber не имеет права заключать договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками такси, которые не отвечают вышеуказанным требованиям. Представляется сомнительным, что перевозчик такси, осуществляющий деятельность индивидуально на одном автотранспортном средстве, сможет обеспечить, например, своевременную замену такси в случае его неисправности", – рассуждает Бахтияр Галимжанов.

По словам Бахтияра Галимжанова, водитель такси, в частности, и который приезжает на заказ Uber, должен иметь опознавательный знак на крыше автомобиля и хорошо различимый с расстояния до 500 м. На нём должна быть надпись "Т" (такси) и/или характерный шашечный пояс, который подсвечивается в тёмное время суток.

Автомобиль должен быть в единой цветовой гамме: на боковых сторонах наносятся пояса, состоящие из чёрных и (или) жёлтых квадратов в шахматном порядке. У каждого водителя должен быть таксометр или контрольно-кассовая машина. 

"В салоне такси в поле зрения пассажиров устанавливается визитная карточка водителя с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии), а также информационное табло с указанием официального наименования перевозчика, его адреса и номера телефона; стоимости проезда до 1 км, а также стоимости проезда за последующее расстояние поездки при наличии таксометра", – объяснил Бахтияр Галимжанов.

В мае экс-министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев заявил, что Indriver, Uber и другие компании могут работать в Казахстане при условий соблюдения законодательства.

"Приказом министра по инвестициям и развитию утверждены Правила перевозок пассажиров. Там есть требования в части наличия медицинского освидетельствования водителей и техосмотра транспорта. Всё это сделано в интересах пассажиров. Приказ опубликован и давно действует, – сказал Асет Исекешев. – С другой стороны, работа таких компаний позволит вывести из тени эту сферу и получать налоги в государственную казну. Снизит преступность, поскольку будет видно, какой таксист кого везёт. Ну и, конечно, для иностранных туристов тот же Uber хорошо знаком".

Uber запустился в Астане 10 июня, а 7 июля компания начала работу в Алматы

Известны случаи, когда деятельность Uber вызывала конфликтные ситуации и протесты в разных странах, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды, Испанию. В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других запрещались некоторые или все её услуги. Проблема была связана с несоответствием правил сервиса законодательству в ряде европейских стран (чаще всего, отсутствие лицензий на предоставление услуг извоза), а также с заниженными тарифами.