В ходе XIII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) Теодор Каплан поднял проблему транзитных перевозок груза из Европейского союза в Казахстан. Он подчеркнул, что для Казахстана, не имеющего выхода к морю, расположенного в центре Евразии, сухопутный транспорт играет более значимую роль в ведении внешних торговых операций.

Он посетовал на негативное влияние решения Российской Федерации о прекращении использовании конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП – Авт.). Он напомнил, что казахстанская сторона вела переговоры с Россией по этому поводу, после чего транзит товаров был разрешён через определенные таможенные пункты. Но, по словам Теодора Каплана, проблема перевоза товара для казахстанских перевозчиков до сих пор не решена.

"Что сегодня получается? Поток автомобилей в связи с принятием политических решений, куда мы не лезем в эти политические решения, вместо Украины с Россией пошёл через Чёрное море на Кавказ", - пояснил он.

По его словам, при перевозе транзитного груза через Северный поток при предъявлении книжки МДП у российской таможни срабатывает система управления рисками.

"Книжка TIR введена в профиль риска. Поэтому машина направляется на досмотр, причём два досмотра делают. До семи дней более 1000 долларов надо платить какой-то непонятной коммерческой структуре, которая аффилирована с ФТС России. Но есть другой вариант: платить наличными 1200 долларов таможеннику в виде взятки и свободно проезжать в Казахстан без всяких досмотров и потери времени драгоценного", - заявил Теодор Каплан.

Он попросил заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова довести эти сведения до руководства Российской Федерации.

"Это крик души казахстанских импортёров и казахстанских перевозчиков. Я должен сказать, что ни российские, ни белорусские импортёры не страдают от этой системы. Россия и Белоруссия имеют общую границу со странами Европейского союза, и для них транзит исключается. Они могут провести первую и заключительную таможенную операцию прямо на границе при въезде в Россию и свободно провезти груз к себе. Мы, Казахстан, не может пройти без транзита. И это серьёзно направлено, прежде всего, против Казахстана. По каким-то непонятным причинам "РОСТЭК", "Арсенал" было уплачено за последние годы более 100 млн евро. Это всё сказалось на конечной стоимости продукции, которая пошла на базар, магазины (Казахстана – Авт.). Всё это пошло из кармана казахстанцев. Чем провинились казахстанцы перед ФТС России – непонятно", - высказался он.

Генеральный секретарь КазАТО отметил, что за последние 10 лет через Российскую Федерацию казахстанские перевозчики выполнили 188 тысяч различных рейсов. При этом, по его словам, только восемь перевозчиков нарушили условия транзита. Он подчеркнул, что бюджету России было выплачено 22 млн рублей в качестве недоимки.

"Транзит почему-то кому-то как гвоздь в горле. Кто-то на этом решил очень хорошо заработать нечестным образом, буквально обирая казахстанцев", - обратился к российской стороне генеральный секретарь КазАТО.

С 1 января 2016 года Россия отменила действие договора о зоне свободной торговли с Украиной в связи со вступлением в силу соглашения о ЗСТ между Украиной и Евросоюзом. После чего у казахстанских перевозчиков возникли проблемы с перевозкой транзитного груза черед территорию России.

При этом замминистра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская заявила, что Казахстан не поддержал российские санкции в отношении Украины и не будет вводить ограничений на импорт украинского продовольствия в страну.

Грузовые перевозки из Украины в Казахстан через Россию осуществлялись только с территории Беларуси и при условии наличия системы ГЛОНАСС.