Проект закона "О ратификации договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза", Кодекс РК о таможенном регулировании и сопутствующий ему документ презентованы в Мажилисе.

"Я думаю, что Таможенный кодекс – это очень сложный документ, представленные слайды не отражают полностью все вопросы, поэтому у всех возникают уточняющие. Мне кажется, министерству надо было поработать и здесь на презентации представить достойный документ, который бы раскрывал все ключевые моменты. И следующее пожелание: как всегда бывает, собака зарыта в подзаконных актах, поэтому просьба параллельно с рассматриваемым документом внести все проекты подзаконных актов, на которые вы будете ссылаться", – сказала Майра Айсина на презентации проекта Кодекса "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" в Мажилисе.

Представители Миннацэкономики пообещали учесть эти пожелания и при следующих подробных обсуждениях подготовить развёрнутые ответы на все вопросы депутатов.

Депутат Майра Айсина также затронула автоматизацию бизнес-процессов на таможне.

"По таможенным операциям при транзите, я считаю, что уменьшение с 10 до 5 дней тоже не совсем правильное решение. Раз мы автоматизируем, почему нельзя максимально сократить? Есть скоропортящаяся продукция. Я считаю, что автоматизация должна позволить сократить минимум до 3 дней", – заявила мажилисвумен.

Заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Госман Амрин предложил компромиссный вариант.

"Мы можем меньше сделать. Конечно, мы тоже за то, чтобы осмотры меньше длились. Но если стандартно посмотреть одну машину, это из практики, чтобы выгрузить, просмотреть, обратно загрузить, меньше суток никак не появится, а если это придётся на конец дня, ясно, что мы уйдём на второй день. Норму обсуждали, общий подход в Союзе был, давайте, сократим на этом этапе. Можно дифференцировать", – ответил он.

В действующем кодексе завершение таможенного транзита осуществляется в течение 24 часов. В новом же кодексе для завершения процедуры отведено не более 4 часов рабочего времени. Кроме того, сокращены сроки проведения таможенного досмотра транзитных грузов с десяти до пяти дней.

Вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов пояснил, что основная цель законопроектов – снижение административной нагрузки на бизнес.

"Это три важных для бизнеса показателя: время, деньги, документы. Республикой Казахстан было направлено 552 поправки. Это 38% всех поправок. Из них было принято 65%. 11 апреля текущего года договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза был подписан. Новый Таможенный кодекс Союза должен вступить в силу с 1 января 2018 года", – напомнил он.

Таможенный кодекс Союза – один из основных документов нормативно-правовой базы Союза. Он заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и ряд международных соглашений.

Кодекс Союза значительно переработан в связи с пересмотром основных подходов по таможенному регулированию. На компетенцию национального законодательства отдано более 350 отсылочных норм.

Проект национального Таможенного кодекса состоит из восьми разделов. В частности, внедряется электронное декларирование. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях, например, при технических сбоях.

По заверениям разработчиков, предприниматели смогут свободно пользоваться национальным кодексом, не заглядывая в союзный, так как многие нормы дублируются и не противоречат друг другу.

22 августа сообщалось, что таможенное декларирование в Казахстане полностью переведут на электронный формат.