На экономическом форуме в Берлине 7 октября / Фото с сайта dw.com

О новых перспективах для немецких инвесторов шла речь на германо-казахстанском экономическом форуме в Берлине. Он стал своего рода прелюдией визита в ФРГ президента Токаева, сообщает DW.

Немецкий бизнес в последнее время проявляет растущий интерес к Казахстану, а текущий момент считает особенно удачным для расширения своего присутствия на его рынке. Темпы роста казахстанского ВВП, по прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, составят в текущем году 3,5% и примерно столько же в следующем.

"Тем самым Казахстан был и остаётся локомотивом экономического развития Евразийского экономического союза", – заявил, открывая форум, член президиума Восточного комитета немецкой экономики Манфред Грундке.

Германо-казахстанский товарооборот достиг в первом полугодии 2,7 млрд евро. Это – более 80% торговли Германии со странами всего центрально-азиатского региона, подчеркнул Грундке.

Он выразил уверенность, что дальнейшему наращиванию двусторонних торгово-экономических отношений будет содействовать возобновление с июня немецких государственных гарантий на сделки между казахстанскими и немецкими предприятиями по системе "Гермес". Такие гарантии Германия перестала предоставлять после истории с казахстанским банком БТА, оказавшимся неплатёжеспособным в результате финансового кризиса 2008 года.

Немецкие деловые круги видят дополнительные шансы для себя на казахстанском рынке в начавшейся диверсификации, модернизации и постепенном отказе от сырьевой ориентации экономики Казахстана, а ещё – в китайской инициативе One Belt, One Road ("Один пояс, один путь").

Начиная с 2013 года, объём китайских инвестиций в примерно 60 странах мира, по данным Грундке, превысил 300 млрд долларов.


Роман Скляр на трибуне германо-казахстанского форума / Фото с сайта dw.com

"Значительный этап "Нового шёлкового пути" проходит через Казахстан, который, является ключевым партнёром при реализации инициативы "Один пояс, один путь", – заявил в Берлине вице-премьер казахстанского правительства Роман Скляр.

Он указал, что через Казахстан в настоящее время проходят пять железнодорожных и шесть автомобильных международных маршрутов. Такой транспортный коридор, по его словам, позволяет доставлять товары из Азии в Европу или в обратном направлении за 10-12 дней, что в три раза быстрее, чем по морю.

"В 2010 году транзитом через страну проходили только 3,5 тысячи контейнеров, по итогам прошлого года – 537 тысяч", – привёл Скляр пример роста транзита и логистики.

Вдоль "Нового шёлкового пути" появляются новые производства, и Скляр призвал немецкий бизнес принять участие в трансформации транспортного коридора в экономический.

Ещё одно многообещающее направление потенциальных инвестиций немецких фирм, которым Нур-Султан готов предоставить особенно льготные условия, – участие в программе масштабной приватизации. Вице-премьер РК рассказал, что в ближайшие годы планируется вывести на IPO такие крупные государственные компании, как "Казахтелеком", Air Astana, "КазМунайГаз", "Казпочта".

"Сейчас на рынке Казахстана ведут дела около 900 фирм с участием немецкого капитала, в том числе, Siemens, Daimler, Tyssenkrupp, Knauf, Bayer, BASF, Bosch, Linde. В Казахстане сосредоточены 73% всех прямых иностранных инвестиций в центрально-азиатском регионе", – рассказала Ляззат Буранкулова из правительственного фонда "Самрук-Казына".

Привлекают иностранных инвесторов в Казахстан хорошие условия бизнеса: в рейтинге Всемирного банка Doing Business Казахстан занимает 28-е место, не сильно уступая Германии и Канаде, но опережая Турцию, Францию и Японию.

Также к числу конкурентных преимуществ Казахстана Буранкулова отнесла его стратегически выгодное географическое расположение.

"Используя такое расположение, потенциальные инвесторы будут иметь доступ к региональным рынкам с более чем 500 миллионами потребителей", – пояснила она.

И это, не считая китайского рынка, который по оценке Скляра, "практически безграничен".