Скандал с вывозом мусора в Алматы: акимат ответил на обвинения компании, с которой могут расторгнуть договор
Власти города считают, что ТОО "АҚ Тартып" действует на рынке как монополист.Акимат Алматы планирует прекратить сотрудничество с ТОО "АҚ Тартып", которое ежегодно вывозит из города более 360 тысяч тонн мусора, поскольку считает, что компания действует как монополист на рынке. Несмотря на участие ТОО в государственно-частном партнёрстве (ГЧП), договор "АҚ Тартып" с акиматом суд первой инстанции признал недействительным.
В акимате в ответ на запрос редакции Informburo.kz сообщили, что подали иск о расторжении договора, так как ещё в августе 2022 года получили представление от прокуратуры Алматы и уведомление от Агентства по защите конкуренции. В этих документах отмечалось, что необходимо расторгнуть договор с компанией из-за обнаруженных нарушений антимонопольного законодательства.
13 марта 2023 года управление экологии и окружающей среды подало иск в суд для прекращения сотрудничества с консорциумом компаний, в котором лидером является ТОО "Green Recycle". Это сделали для исполнения представления о расторжении договора по ГЧП.
"14 июня иск удовлетворил суд первой инстанции. 5 июля ТОО "Green Recycle" подало апелляцию. Таким образом, решение специализированного межрайонного экономического суда Алматы не вступило в законную силу. В случае расторжения договора о ГЧП, акимат Алматы проведёт конкурс по определению участников рынка, занимающихся сбором и транспортировкой ТБО сроком на пять лет. ТОО "АҚ Тартып" сможет принять участие в конкурсе на общих основаниях", – говорится в ответе акимата Алматы на запрос редакции.
Ранее представители ТОО "АҚ Тартып" провели пресс-конференцию, на которой объяснили, что договор с ними расторгают незаконно.
В Казахстане ещё в 2016 году приняли Экологический кодекс, который вводил запрет на захоронение неотсортированных отходов с 2019 года, рассказали на пресс-конференции. Согласно этим правилам, в каждом городе Казахстана необходимо было в срок до 1 января 2019 года построить мусоросортировочный комплекс.
В 2017 году акимат Алматы предложил реализовать проект строительства мусоросортировочного комплекса исключительно с помощью частных инвестиций – через механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП). В результате заключили договор с консорциумом компаний, в который входило и "АҚ Тартып", для реализации этого проекта.
Акимат предоставил частному инвестору право на реализацию проекта строительства мусоросортировочного комплекса без предоставления субсидий или финансирования из бюджета. В рамках соглашения частный инвестор также самостоятельно приобрёл необходимый для строительства комплекса земельный участок.
"В результате за счёт частного партнёра в 2018 году построили и запустили мусоросортировочный комплекс мощностью 550 тысяч тонн отходов в год, на котором установили современное итальянское оборудование. Также провели замену всех мусоровозов южной столицы на новые транспортные средства. Провели полную рекультивацию полигона по европейским стандартам. Срок окупаемости инвестиций, согласно договору, составляет 25 лет", – рассказал глава правления компании Нурлан Байтуреев.
При этом компания обслуживает 40,72% жителей Алматы, или 890 000 человек из 2 185 600. А из зарегистрированных в городе 309 947 юридических лиц компания обслуживает около 13 000, или 4,19%.
"Сегодня компанию считают наиболее профессиональным оператором по вывозу и сортировке мусора в странах СНГ и Центральной Азии. ТОО "АҚ Тартып" регулярно консультирует акиматы различных городов Казахстана и обучает своих коллег из других регионов страны. Из полутора тысяч сотрудников, задействованных в вывозе, сортировке и захоронении мусора, не менее 20% всё время повышают квалификацию", – заметил Нурлан Байтуреев.
Сообщается, что 17 июля возникли планы разорвать договор о государственно-частном партнёрстве с ТОО "АҚ Тартып", компанию обвинили в нарушении антимонопольного законодательства. В случае прекращения сотрудничества с компанией, которая вывозит наибольший объём ТБО, возникают вопросы о том, как акимат организует работу по сбору мусора и как это повлияет на чистоту в городе.
Компания подала апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, так как намерена доказать, что не является монополистом.
Адвокат Макиш Ескараев отмечает, что монополистом можно считать компанию, которая контролирует цены и объём предложений на рынке и, следовательно, имеет возможность максимизировать свою прибыль. По его мнению, участники ГЧП не являются монополистами по следующим причинам:
- тарифы на сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) утверждает маслихат Алматы после проведения общественных слушаний. Последний раз тарифы на вывоз ТБО маслихат утвердил в 2017 году. Таким образом, участники ГЧП не имеют возможности влиять на установление тарифов;
- в 2016 году участники ГЧП обратились в антимонопольный орган, чтобы прояснить свой статус в контексте монополии. В антимонопольном органе заявили, что вывоз ТБО не подпадает под сферу регулируемого рынка и не подлежит надзору. Таким образом, орган пришёл к выводу, что участники ГЧП не могут считаться монополистами в этой сфере.
"Руководитель управления экологии, называя участников ГЧП монополистами, превышает свои полномочия. Для понимания: законодательство признаёт монополистом после тщательного анализа рынка только антимонопольным органом. У акимата либо другого органа на территории Казахстана такого права нет", – заявил Макиш Ескараев.
Адвокат отметил, что тем самым подтверждается, что компания, которая занимается этим видом деятельности, не может считаться монополистом. Оператор ежедневно вывозит мусор объёмом от 45 до 49 вагонов. Расторгнув договор ГЧП или признав его недействительным, жителей города лишат компании, которая взяла на себя обязательства по постройке завода по сортировке мусора и которая согласилась заменить весь автопарк, подчеркнул он.
"По договору ГЧП участники выполнили все взятые на себя обязательства, инвестировав 10 млрд тенге. И подача этих исков незаконна. Если решение суда вступит в законную силу, у организации, которая занимается сбором мусора, не будет правовых оснований его вывозить. Трёх дней достаточно, чтобы Алматы превратился в большую свалку", – объяснил Макиш Ескараев.