Сенатор Лукин: Программа "Болашак" стала инструментом эмиграции и превратилась в учебный туризм
Многие стипендиаты программы "Болашак" не выполняют свои обязательства и не возвращаются в Казахстан для работы по специальности, отметил сенатор Лукин.Депутат сената Андрей Лукин раскритиковал деятельность Центра международных программ за нерациональное использование средств, выделяемых на подготовку и повышение квалификации кадров за рубежом.
По словам депутата, многие стипендиаты программы "Болашак” не выполняют свои обязательства и не возвращаются в Казахстан для работы по специальности.
За прошедшее время в зарубежных вузах по программе "Болашак" обучились свыше 15 тысяч стипендиатов, прошли подготовку более 12 тысяч специалистов. На это за 12 лет затратили более 200 млрд тенге.
"Однако из-за не всегда должной организации работы центра и надлежащей координации со стороны Министерства науки и высшего образования средства, выделенные на подготовку и повышение квалификаций кадров за рубежом, используются нерационально. Есть факты хищений", – констатировал Лукин в своём депутатском запросе.
Он также отметил, что отсутствует эффективный механизм мониторинга трудовой деятельности стипендиатов и возмещения бюджетных средств, затраченных на их обучение. Отдельные стипендиаты нарушают требование о возвращении в РК и не работают по полученной специальности в стране. Сенатор добавил, что уже известно о тысяче таких фактов.
"Имеются факты неправомерного снятия обременений с залогового имущества. Снятие возможно только после исполнения стипендиатом всех договорных обязательств. Но, несмотря на это, экс-руководство центра приняло решение о снятии залога по выпускникам, не исполнившим обязательства, а затраты на их обучение составили свыше 100 млн тенге", – сказал депутат.
Задолженность более 340 лишённых и 60 отказавшихся от стипендии лиц составила более 6,5 млрд тенге. При этом возврат государству средств происходит медленно. По мнению Лукина, медлительности этого процесса способствует бездействие ответственных лиц центра.
"Вышеуказанные факты свидетельствуют о нецелевых направлениях обучения. Полученная специальность не используется, проект в отдельных случаях стал инструментом эмиграции, остаются за рубежом 270 выпускников, а также проект превратился в учебный туризм. Фактически центр показывает низкую организацию подготовки специалистов за рубежом в соответствии с реальными потребностями рынка труда. Причинами такого положения дел являются отсутствие стратегических и программных документов, ненадлежащая координация со стороны профильного министерства", – сказал Лукин.