Глава российской инвестиционной группы "Корпорация АЕОН" Роман Троценко рассказал об интересе ко входу в капитал Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев в столице. АЕОН уже выходит на рынок Казахстана – 17 мая с национальной компанией Kazakh Invest было подписано соглашение о создании логистического хаба на базе аэропорта Актобе.

Сейчас "дочка" российской инвестгруппы – "Новапорт" уже владеет и управляет 16 аэропортами России с общим объёмом пассажиропотока в 23 млн пассажиров в год. Специализируется компания на развитии средних аэропортов: нахождении новых видов сервиса и развитии пассажиропотоков и грузопотоков.

"Нам также интересен аэропорт Нур-Султана, но вопрос по нему будет приниматься, скорее всего, после завершения строительства второй взлётно-посадочной полосы. Мы видим, что Актобе для нас станет первым опытом вхождения на рынок Казахстана, и, конечно, мы рассчитываем принять участие в каких-то более крупных инвестиционных проектах, чем Актобе", – рассказал Роман Троценко 17 мая на Третьем ежегодном круглом столе по глобальным инвестициям Kazakhstan Global Investment Roundtable.

По словам главы АЕОН, аэропорт Актобе является интересной точкой, так как в Актюбинской области наблюдается активное развитие экономических проектов

"Мы ожидаем, что аэропорт может иметь существенный прирост пассажиропотока. На сегодняшний день это средний аэропорт, и поэтому мы полны решимости этот проект осуществить. Одна из задач меморандума (с Kazakh Invest. – Авт.) – это создание рабочей группой по расчёту необходимых инвестиций, но мы можем предположить, что такой аэропорт, с такой инфраструктурой будет требовать общий объем инвестиций около 50 млн долларов", – отметил Роман Троценко.

По словам главы АЕОН, аэропорт Актобе интересен для инвестиций из-за возможностей будущего роста товаропотока. Связано это с развитием большого числа индустриальных проектов вокруг города. В этой связи, отметил Роман Троценко, рост потока грузов может расти быстрее, чем в целом по Казахстану.

Что касается конкретной формы сотрудничества, то её будет решать акимат. Возможно, это будет выкуп аэропорта с делением титула, когда инвестор занимается развитием и строительством нового терминала, а наземная инфраструктура остаётся за акиматом.

В целом же весь проект, как говорится в пресс-релизе нацкомпании Kazakh Invest, направлен на создание дополнительного авиационного хаба на западе страны и нового маршрута для мультимодальных грузоперевозок по направлению Европа – Азия.

Аэропорт Актобе был открыт в 1933 году. Сейчас пропускная способность взлётно-посадочной полосы составляет 5 вылетов в час, пропускная способность аэровокзала – 400 пассажиров в час.

Согласно последнему доступному отчёту – за 2017 год, аэропорт обслужил более 384 тысяч пассажиров. При этом год завершился убытками: при доходах в более чем 1,55 млрд тенге расходы составили почти 1,76 млрд.

Акциями воздушной гавани владел Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", в 2016 году аэропорт передали в доверительное управление "дочке" государственного транспортно-логистического холдинга "Қазақстан темір жолы" – Airport Management Group. В апреле 2019 года было принято решение о передаче аэропорта в собственность акимата Актобе.

Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев в 2017 году обслужил почти 4,3 млн пассажиров, а также 12,4 тысячи тонн грузов. Прибыль, согласно аудиторской отчётности, составила 1,92 млрд тенге.

Аэропорт столицы Казахстана также находился в управлении компании Airport Management Group, однако постановлением Правительства от 4 мая был передан во владение Министерству индустрии и инфраструктурного развития.