Родные застреленного талдыкорганца требуют взыскать с экс-полицейских 52 млн тенге
В городском суде Талдыкоргана идут слушания по уголовному делу в отношении троих экс-полицейских - Азамата Нурлыбаева, Айдара Бекишева и Айдоса Байбекова.Им предъявлено обвинение по статье 362 УК РК "Превышение должностных полномочий", а также их подозревают в фальсификации доказательств. По материалам уголовного дела, бывшие стражи порядка после убийства Дмитрия Яковенко подложили ему в руку нож и настаивали на том, что он оказывал сопротивление и угрожал им.
По этому резонансному делу в суде проходит около десятка свидетелей. Вокруг одного из них – Бауржана Шайзанова, бывшего командира роты, в которой служили подозреваемые, – разгорелась особенно горячая дискуссия. Адвокаты потерпевшей стороны пытались выяснить, почему он поторопился распространить в СМИ фальшивую фотографию убитого с подложенным в руку ножом.
"Я хотел защитить своих ребят от ненужных разговоров", – сказал Бауржан Шайзанов.
Не менее напряжённым стал опрос другого свидетеля – Армана Калибекова, помощника специального прокурора Алматинской области, руководившего следствием. Адвокаты потерпевшей стороны заявили о некачественном проведении досудебных мероприятий и попросили суд вынести частное определение по этому вопросу. Также они озвучили ходатайство о переквалификации статьи "Превышение должностных полномочий" на статью 99 УК РК – "Умышленное убийство".
Loading...
"На этапе проведения следствия были допущены многочисленные нарушения. Елена Яковенко не могла ознакомиться с материалами дела, так как многие документы были составлены на государственном языке, ей не был обеспечен перевод. Не была дана оценка действиям непосредственных руководителей подсудимых: Шамшидинова, Талгатова и Дюсембинова. Мы считаем, что они допустили служебную халатность. Если бы они успокоили Нурлыбаева и посадили его в машину, то не было бы трагедии, – сказала адвокат потерпевшей Гульмира Буралхиева.
"В действиях Шамшидинова, Талгатова, Дюсембинова халатность отсутствует, потому что на момент производства, согласно закону о правоохранительных органах, Нурлыбаев имел право применять огнестрельное оружие. Но его действия почему были квалифицированы по статье 362, потому что, видя, что Яковенко не оказывает сопротивления, он применил оружие", – рассказал в суде Арман Калибеков.
В рамках уголовного судопроизводства мать погибшего Елена Яковенко предъявила троим подсудимым гражданский иск с требованием компенсировать причинённый ей материальный ущерб и моральный вред на сумму свыше 52 млн тенге. Из них 2 миллиона 300 тысяч – средства, потраченные на похороны сына, а 50 миллионов тенге – в качестве моральной компенсации.
"Ответчики после убийства её сына пытались опорочить честь и достоинство Яковенко Дмитрия, сфальсифицировав доказательства, подложив в его руки нож. Тем самым пытались создать образ преступника. В течение всего срока досудебного следствия заявительница испытывала чувства унижения, раздражения и всё время пыталась восстановить честное имя сына. Все эти обстоятельства оказали негативное воздействие на её здоровье, так как она является инвалидом II группы", – объявила адвокат Елена Савинова.
Напомним, кровавый инцидент произошёл в июле 2015 года. Дмитрий Яковенко на пассажирском месте ехал в автомобиле своего знакомого Андрея Пака. В машине также находились две девушки – Дарья Ильченко и Оксана Дятлова. На одной из городских улиц автомобиль остановил патруль дорожной полиции. Но Андрей Пак, отказавшись подчиниться, скрылся с места события. При этом он протащил полицейского на капоте своей машины порядка 20 метров.
Буквально на следующий день после трагедии в ряде СМИ появился снимок убитого Дмитрия с ножом в руке. А полицейские распространили версию о том, что погибший оказывал сопротивление и угрожал стражам порядка. Но спустя некоторое время появилось видео с камер наблюдения, полностью опровергавшее эти доводы.
"Это видео мне принес незнакомый человек. На кадрах видно, что у моего сына нет никакого ножа, он не оказывал сопротивления. А его застрелили прямо в затылок", – говорит мать убитого Елена Яковенко.