Проектный офис по антикоррупционной защите инвесторов открылся в Астане
Анализ АДГСПК показал, что пока многие инвесторы в Казахстане закладывают в стоимость проекта издержки на коррупцию, составляющие порой до 30% всех средств.В Астане открылся проектный офис Protecting Business and Investments, который будет защищать инвесторов от коррупции и вмешательства должностных лиц в их деятельность, а также упрощать бюрократические процедуры.
Всем заинтересованным инвесторам, готовым подписать соглашение о добропорядочности, гарантируется стопроцентная свобода от коррупционных проявлений на территории Казахстана, сообщил и.о. директора департамента антикоррупционной политики АДГСПК РК Данияр Садырбаев.
"Мы глубоко убеждены, что 70% коррупционных рисков, связанных с предпринимательской деятельностью, агентство может сократить, обозначив своё присутствие на старте проектов. Прежде чем инвестор пойдёт в государственный орган, мы предупреждаем его сотрудников, что этот инвестор находится под защитой этой программы", – сказал Данияр Садырбаев.
Он сообщил, что пятилетний анализ, который проводило АДГСПК, показал семь основных причин, когда взятки инициируются предпринимателями, среди которых наиболее распространённые: дача взятки, чтобы добиться более качественной работы со стороны должностных лиц и из-за отсутствия доступа к информации.
Существует два комплексных коррупционных риска при реализации инвестпроектов. Первый связан с воплощением достигнутых договорённостей, второй – с необходимостью пребывания на территории страны как национальных, так и иностранных инвесторов. При этом рассматривается три возможных сценария развития событий, которые были выявлены в анализе уголовных дел.
"Инвестор старается найти покровителя-партнёра, которому фиксируются определённые платежи на определённых условиях. Доля от компании, которая варьируется от 30 до 50%, переписывается на подставное лицо. И (отчисляется. – Авт.) процент от стоимости инвестпроекта, в зависимости от договорённости сторон, от 15 до 30%. Но и те предприниматели, которые не хотят делиться долями и находить покровителя, как правило, дают взятки на каждом этапе – в тот госорган, куда попадает инвестор", – добавил он.
При этом, по его словам, инвесторы при работе в Казахстане закладывают до 30% издержек на коррупцию. И если антикоррупционная служба будет сопровождать инвестора на старте, подобную коррупционную ренту возможно исключить полностью.
"Нужно быть сумасшедшим акимом района, чтобы создавать волокиту и проблемы инвестору, зная, что он идёт под программой защиты при сопровождении Агентства по делам госслужбы и Нацбюро", – отметил и.о. директора департамента антикоррупционной политики.
Работа будет строиться следующим образом: инвестор, прежде чем идти в акимат района или в ЦОН, сначала звонит сотруднику АДГСПК и получает консультацию, как ему должны оказать услугу, а потом звонит акиму и предупреждает, что в такое-то время к нему придёт человек.
"Мы не сидим в кустах и не ждём, пока аким начнёт трясти инвестора", – отметил Данияр Садырбаев.
Единственное условие, которое ставит антикоррупционная служба инвесторам, – это полный отказ от коррупционной составляющей и нулевая терпимость к коррупции не только при реализации проекта, но и в целом на территории страны.
"Если мы завтра узнаем, что предприниматель, инвестор или группа людей, которая в этот проект вкладывается, дала 2 000 тенге гаишнику, чтобы не платить штраф, мы в одностороннем порядке разрываем соглашение с этим инвестором и дальше не идём", – рассказал Данияр Садырбаев.
По данным руководства офиса, соглашение об антикоррупционном сопровождении подписали уже девять компаний.