Проблемы с погашением займа: как правильно обратиться к кредитору, объяснили в АРРФР
При финансовых затруднениях заёмщики имеют право попросить изменить условия погашения кредита. Как это сделать, объяснили в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка.
В случае возникновения просроченной задолженности заёмщик может написать заявление в банк, МФО или коллекторское агентство с просьбой изменить условия исполнения обязательств.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие ухудшение финансового положения или причины просрочки. К ним относятся:
- справка о регистрации в качестве безработного;
- акт работодателя о прекращении трудового договора;
- документ о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы или справка о временной нетрудоспособности, подтверждающая болезнь близких родственников, супруга заёмщика;
- свидетельство/справка о смерти близких родственников;
- документы, подтверждающие нанесение заёмщику материального ущерба в результате несчастного случая, противоправных действий третьих лиц;
- справка об инвалидности;
- судебные акты и другие документы, подтверждающие факт ухудшения финансового состояния заёмщика.
Документы можно направить лично по адресу кредитора, а также через мобильное приложение или электронную почту, если это предусмотрено договором. Рассматривают обращение в течение 15 дней.
Если принятое кредитором решение не устраивает заёмщика, то можно обратиться к банковскому либо микрофинансовому омбудсменам, чьи услуги бесплатные.
"Их решения обязательны для исполнения. Омбудсмены помогают найти взаимоприемлемое решение для заёмщика и кредитора. При этом важно помнить: подать заявление омбудсмену можно только после официального обращения к кредитору и получения ответа", – уточнили в АРРФР.
По займам в банках к обращению необходимо приложить:
- договор и график платежей;
- доказательство обращения в банк или коллекторское агентство и их ответ;
- документы, подтверждающие финансовые трудности.
По займам в МФО к обращению необходимо приложить:
- заявление и анкету;
- договор микрозайма и график погашения;
- доказательство обращения в МФО и их ответ;
- документы, подтверждающие ухудшение финансового положения.
"В случае, если заёмщик не имеет возможности погасить задолженность, применяется процедура банкротства граждан РК в соответствии с законом "О восстановлении платёжеспособности и банкротстве граждан", – добавили в агентстве.
Задолженность может быть списана при одновременном соблюдении следующих условий:
- сумма долга превышает 1600 МРП;
- отсутствует достаточный доход для его погашения;
- отсутствует имущество, которое можно реализовать (включая долю в совместной собственности);
- не производились платежи по займу в течение 12 месяцев подряд;
- заёмщик не является индивидуальным предпринимателем;
- в течение последних семи лет не проходил процедуру банкротства;
- в течение последних пяти лет не проводил реструктуризацию долга.
Процедура бесплатна, запросить услугу можно через портал eGov.kz или в ЦОНе. Следует иметь в виду, что существуют некоторые последствия:
- в течение пяти лет заёмщик не сможет получать новые кредиты и займы;
- в течение трёх лет после завершения процедуры заёмщик не вправе занимать должности в государственных и квазигосударственных организациях, связанные с финансовым управлением;
- сведения о банкротстве фиксируются в государственных реестрах и могут повлиять на дальнейшую финансовую репутацию.