Принципиальный момент, против которого выступили в своём обращении НПО, - возможность уполномоченного органа в лице Министерства культуры и спорта регулировать и ограничивать сферы деятельности организаций, получающих гранты из любых источников, не только государственных.

Так, в перечне дозволенных сфер деятельности НПО не оказалось прав человека, демократии, защиты мигрантов, беженцев, иностранцев и лиц без гражданства. Правозащитные организации в случае принятия закона (а это может произойти уже сегодня в Сенате - Авт.) могут оказаться вне закона и быть закрыты в любой момент.

Также этим законопроектом значительно расширяются возможности по проведению проверок и контроля над НПО со стороны государства.

"До 31 марта следующего года все НПО обяжут предоставить определённый перечень данных, мы даже ещё не знаем, какие именно данные надо предоставить. Но зато теперь под предлогом неверно предоставленных данных, будь то опечатка в фамилии или отсутствие запятой, НПО может быть моментально закрыто", - рассказывает активный член сектора НПО, директор фонда "Институт национальных и международных инициатив развития" Светлана Ушакова.

На всех стадиях работы над проектом закона представители НПО пытались внести туда поправки, приводящие проект в соответствие с Конституцией, но, по их словам, чем дальше, тем хуже становился законопроект.

"По сути этим законом государство возьмёт полный контроль над деятельностью НПО, а те организации, которые не будут нормам этого закона подчиняться, в перспективе ликвидируют. Созданный правительством единый оператор по распределению грантов в итоге монополизируют эту деятельность.", - считает юрист и правозащитник Амангельды Шорманбаев.

По его словам, дополнительная база НПО, также предусмотренная новым законопроектом, продублирует уже и без того существующие документы, и создаётся исключительно для идеологического контроля над деятельностью НПО. Уполномоченный орган при этом наделяет себя правом определять: попадает или не попадает деятельность организации под закон.

"Повторяется схема, по которой у нас зачищаются неугодные государству партии и СМИ", - сказала президент международного фонда защиты свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева.

"Мы говорили с некоторыми международными донорами, спонсирующими казахстанские НПО, и они твёрдо намерены свернуть свою деятельность в стране, так как деятельность органа по распределению грантов абсолютно не прозрачна и они видят в нём очередную коррупционную структуру", - рассказал Амангельды Шорманбаев.

Тамара Калеева, помимо всех прочих неточностей, обнаружила в законопроекте курьёзную опечатку: вместо решения гендерных проблем, согласно тексту, предлагается решать тендерные проблемы. Этого не заметили в Мажилисе, надежда только на Сенат.

Всего за год уполномоченный орган планирует распределить грантов на сумму около 1 млрд тенге, почти половина которых уйдёт только на то, чтоб эти средства администрировать. 67% общих средств, которые планируется выделить из госбюджета РК на содержание нового госоргана, - это зарплаты многочисленных сотрудников зачастую дублирующих функции друг друга отделов.

Последствия принятия нового закона, по опасению представителей НПО, могут быть глобальными для Казахстана, который, вероятнее всего, в следующем году не получит требуемую оценку "Инициативы прозрачности в добывающих отраслях" (EITI). Азербайджан, принявший похожие поправки в законодательство, был понижен в статусе и может быть исключён из EITI.

С презентаций законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу неправительственных организаций" сегодня, 6 октября, в Сенате Парламента выступил вице-министр культуры и спорта Марат Азильханов. Он сообщил, что предлагается изменить систему финансирования НПО на грантовую и ввести премии. 

"Данный законопроект вносит следующие изменения: в первую очередь предлагается внедрение новой формы финансирования проектов НПО посредством грантов. Также предлагается введение премий для НПО. Они будут распределяться в рамках конкурса по новым правилам, которые специально адаптированы для НПО. Эти правила не будут попадать под правила закона о госзакупках", – заявил Азильханов.