Перекупщики используют систему бронирования, чтобы вывести билеты из свободной продажи. По этой причине в кассах железнодорожных вокзалов билетов нет, а в поездах остаются свободные места. Об этом сообщил руководитель управления профилактики коррупции департамента АДГСПК Исламбек Майшекин, рассказывая о результатах мониторинга, проведённого из-за отсутствия билетов в кассах железнодорожных вокзалов.

"Мониторинг деятельности АО "НК КТЖ" показал наличие таких проблем как отсутствие билетов в кассах и присутствие на железнодорожных вокзалах перекупщиков, продажа билетов по завышенной цене и возможность безбилетного проезда. Мониторинг наполняемости составов также показал, что во время следования в вагонах имелись свободные места, даже по самым востребованным направлениям", – сообщил он.

В результате принятых мер эту проблему частично удалось решить: в кассах появились билеты, в том числе на выходные дни и популярные маршруты, а также сократилось количество посредников. КТЖ выступило с инициативой создания проектного офиса "Адал жол" для предупреждения коррупции. Офис выработает рекомендации по созданию системы блокчейна, которая позволит блокировать перекупщиков.

"Предполагается, что перекупщики заранее выкупают часть билетов по различным направлениям и в дальнейшем продают их за более высокую цену. Сама система бронирования и продажи имеет возможность уводить билеты из свободной продажи за счёт функции бронирования. Проектному офису открыт доступ в информационную систему по покупке и продаже билетов для проведения мониторинга и выработки рекомендаций по созданию системы блокчейна по действиям перекупщика", – сообщил Исламбек Майшекин.

Директор департамента по сервису и работе с клиентами АО "Пассажирские перевозки" Алибек Султанов отметил, что казахстанское законодательство не предусматривает ответственности за перекупку билетов, поэтому перекупщиков привлекают за другое правонарушение.

"В законодательстве отсутствует такая деятельность как перекупочная, есть "назойливое приставание". Можно провести аналогию с работой некоторых транспортных организаций на вокзалах и аэропортах. Вот за такое приставание совместно с агентством мы составили этим летом 31 акт", – рассказал Алибек Султанов.

Факты продажи билетов сотрудниками КТЖ и дочерних компаний не зарегистрированы, однако должностные лица всё же имеют косвенное отношение к этой деятельности.

"Не подтвердился тот факт, что перекупщиками являются сотрудники КТЖ и его дочерних компаний. Это третьи лица, которые идут на сговор либо с нашими сотрудниками, либо с представителями билетных касс. Что касается проводников, мы уже более 60 трудовых договоров расторгли по этим фактам, десять человек понизили в должности", – сказал представитель "Пассажирских перевозок".

В июле 2018 года сообщалось, что сотрудники АДГСПК ездят "зайцами" в поездах Казахстана и приобретают билеты у перекупщиков, чтобы провести анализ проблем по приобретению билетов на железнодорожных вокзалах.